Найти тему
MAXI.BY media

Функционал сайта, контент, юзабилити: на что мотивирует аудитория 70+

Оглавление

Аудиторию 70+ очень часто не берут во внимание при разработке сайта и генерации контента. Даже если возрастная аудитория является целевой, предприниматели чаще отдают предпочтение иным каналам рекламы: листовкам, телероликам, объявлениям в журналах.

При этом теряют все. Предприниматели - клиентов, а клиенты - возможности для решения своих задач.

Да, активных пользователей среди людей 70+ не так много (хотя это понятие тоже относительно), но это не значит, что эта аудитория не пользуется Интернетом. Просто это взаимодействие часто несколько отличается от привычного. И прежде чем проигнорировать продвижение медцентра, санатория, акции в гипермаркете аудитории возраста 70+ через Интернет, стоит тысячу раз подумать.

Слушатели, Зрители и Пользователи: кто есть кто?

Давайте понаблюдаем за аудиторией в возрасте. В фокусе – 20 человек в возрасте 70+ (это мужчины и женщины от 70 до 79 лет, проживают в Минске). Условно их можно разделить на Слушателей, Зрителей и Пользователей.

Слушатели

Портрет: это люди, которые, главным образом, вышли на пенсию как-раз в тот период, когда Интернет в Минске стал активно внедряться в рабочие процессы, бизнес: в 1999 -2004 гг. 

Так как Слушатели уже шли на заслуженный отдых, многие из них имели мотивации учиться компьютерной грамотности, работе в интернет-среде. И первое время от этой аудитории чаще можно было услышать: «Мне привычней по старинке, как раньше…». И эту аудиторию можно понять: инженер всю жизнь работал с кульманом, ходил для получения информации листать журналы в библиотеке своего института, и вдруг всё стало непривычно, вместо кульмана – системы автоматизированного проектирования и черчения, вместо бумажной версии журнала – необходимость подписаться на базу данных. Не все были готовы к этому и честно признавались: «Надо перестраивать мозги…».

Тем не менее, время шло, а Интернет всё больше врывался во все сферы деятельности. И полностью быть вне его влияния многие не смогли. И вышла двоякая ситуация:

  • Компьютером пользоваться по-прежнему боязно. Учиться новому в пожилом возрасте сложно.
  • В сознание (ведь аудитория 70+ не изолирована) уже прочно вошли знания о том, что многие проблемы проще решить через Интернет: заказать талон к врачу и не стоять в очереди в поликлинике, купить чайник и не переплачивать за его «красование» на витрине, узнать цены на лекарства и не бегать по аптекам города.

Так и «родились» Слушатели. Интернет им уже нужен, но решающего толчка перейти из разряда Слушатели в разряд Зрители чаще всего нет.

Серьёзный толчок начать учиться, перейти из длительного нахождения в «категории» Слушатели в «категорию» Зрители в представленной выборке было только у тех, у кого дети, внуки уехали за границу. Но, если Слушатели не готовы учиться, готовыми учиться должны те, кто разрабатывает сайты и создаёт контент.

Слушатели мотивируют к:

  • созданию функционала, обеспечивающего максимальную скорость работы ресурса,
  • стремлению к логичности и структурированности контента.

Оперативность. Слушатели задают конкретный вопрос и ждут быстрого конкретного ответа на него.

Если Вы хотите удовлетворить запрос слушателей, недопустимы «простои» в поиске ответа. Поэтому сайт обязательно должен быстро загружаться. Количество же шагов при поиске ответа на вопрос должно быть минимальным. Ведь сначала ответ должен получить активный пользователь, а затем и сам Слушатель.

Лайфхак: если Ваш бизнес –  санаторное лечение, продажа тонометров, не «изобретайте» велосипед, а сразу выбирайте готовое решение на платформе, которая не огорчит проблемами с загрузкой страниц. Хороший вариант –  платформа «1С-Битрикс».

Алогичность и неструктурированность. Тексты не обязательно должны быть короткие. Пожилые люди как раз готовы получать исчерпывающую информацию, им важна детальная инструкция.

Но принципиально, чтобы материал был чётко структурирован. Логическая разбивка, оглавление в виде ссылок над текстовым материалом –  вот что здесь полезно. Иначе «среднее звено» будет вынуждено проводить промежуточную (аналитическую) работу.

Зрители

Портрет. Чаще всего Зрители – это пользователи которые уже «выросли» из Слушателей. Но превратиться в Актёров они ещё не готовы.

Частая причина – им не хватает простоты, элементарной помощи. Поэтому такую помощь важно предложить.

Ненавязчивые мануалы– это незаменимый элемент сайта для Слушателей. Зрителю важна чёткая инструкция. Такая, как у любимого телевизора

-4

Можно даже подумать об окнах помощи. Главное, в нужный момент они должны легко скрываться.

Ещё одна проблема – в плохой адаптивности сайта для лиц с ослабленным зрением. А у аудитории 70+ это большая проблема. Но не секрет, что владельцы ресурсов, которые такую версию сделали, получили большую лояльность со стороны пожилых людей. На ресурсе они чувствуют себя гораздо более уверенно, «раскрываются» и для многих это стимул превратиться из Зрителей в Актёров.

Актёры

Актёры –  это наиболее активные пользователи Интернета. И, казалось бы, возраст здесь вовсе не имеет значения. Актёры должны воспринимать Интернет также, как и более молодое поколение. Но, на самом деле, это не совсем так.

Это наиболее требовательная аудитория. Это люди, которые привыкли к выверенным типографическим шрифтам, красивому каллиграфическому почерку, вручную созданным афишам.

Даже небольшой недочёт (вплоть до лишнего пробела) способен вывести Актёра из себя. Актёр не будет активно взаимодействовать с сайтом, если есть даже небольшой «косячок». И не потому, что он капризничает. Просто для него любой промах – синоним низкого качества и причина отвернуться от ресурса, торговой марки, компании. Впрочем, если ресурс безупречен, уровень преданности, напротив, очень высок. Аудитория этого возраста неохотно меняет привычное на что-то новое.

-5

Именно Актёры мотивируют быть максимально дотошными при подборе шрифта, форматировании текста, размещении информации на странице.

Актёры не страдают от звездной болезни, но они точно не прощают ошибок, равно как и то, что аудиторию 70+ до сих пор в нашем обществе не воспринимают всерьёз как целевую аудиторию при создании сайта и наполнении его контентом.

Кроме того не стоит забывать о том, что у пожилых людей ухудшается цветовосприятие, моторика. Поэтому специалисты единогласны: несмотря на то, что Актёры не боятся работы в Сети, хорошо владеют компьютерной грамотностью, их не стоит огорчать блёклыми (например, светлоголубыми) кнопками, а размер элементов на экране должен быть достаточно крупным. «Мельчить» точно не стоит.

А вот о том, что к особенностям аудитории 70+ стоит прислушаться, это однозначно. Иначе это, как уже было сказано, потерянные возможности и для самих Слушателей, Зрителей, Актёров, и для предпринимателей, для которых аудитория 70+ является целевой!

__________________________

Автор - Татьяна Ярошевич 
1995 г. – текст-дебют для СМИ. 
2001 г – профопределение: «Работа с информацией – это моё». 
2004 г. – первый опыт наполнения сайта. 
2010 г. – ВЖУХ в интернет-маркетинг с головой и… навсегда.
Автор - Татьяна Ярошевич 1995 г. – текст-дебют для СМИ. 2001 г – профопределение: «Работа с информацией – это моё». 2004 г. – первый опыт наполнения сайта. 2010 г. – ВЖУХ в интернет-маркетинг с головой и… навсегда.

__________________________

Digital агентство MAXI.BY media