Найти в Дзене
Хватит сидеть дома

Отчет МАК о катастрофе SSJ 100. Печальные выводы

Тот самый борт задолго до пожара
Тот самый борт задолго до пожара

Межгосударственный авиационный комитет опубликовал предварительный отчет катастрофы рейса SU-1492 Москва-Мурманск. После прочтения данного документа появилось много вопросов к действиям экипажа.

Пилоты получили на предполетном брифинге информацию о погоде и знали про грозу и возможный сдвиг ветра (страница 68 отчета).

Экипаж видел засветки на экране радара как при подготовке полета, так и на исполнительном старте. Но почему-то не запросил у диспетчера маршрут обхода грозы, хотя другие борты меняли схемы вылета (страница 14 отчета).

При нахождении на исполнительном старте экипаж наблюдал засветки на метеорадаре (КВС в 14:58:27: «Засветка, видишь (нрзб). Да, елки-палки»).

Схема вылета самолета и карта погоды в данный момент.
Схема вылета самолета и карта погоды в данный момент.

После развития особой ситуации на борту, пилот принял попытку уйти в зону ожидания, но его не услышали (стр. 24).

В 15:18:53 КВС попытался сам выйти на связь с диспетчером: «Аэрофлот 14-92, зонку ожидания над Kilo November, если можно». Данное сообщение на диспетчерском магнитофоне не зарегистрировано. Больше КВС к данному вопросу не возвращался.

При заходе на посадку неоднократно срабатывала сигнализация о сдвиге ветра. Пилот ее проигнорировал.

В определенный момент времени самолет "нырнул" под глиссаду, что требовало ухода на второй круг, но капитан решил все равно сажать самолет.

В РЛЭ (FCOM) (часть 1, глава 1.04 Стандартные эксплуатационные процедуры, раздел 1.04.72 Заход на посадку по ИЛС, стр. 5) имеется указание о выполнении ухода на второй круг при срабатывании любой сигнализации уровня Warning и Caution (кроме сигнализации об отказе двигателя) на высоте менее 1000 ft и до высоты 100 ft. Сигнализация «GLIDESLOPE» относится к уровню Caution. Также на данной странице имеется предупреждение о недопустимости «подныривания» под глиссаду и необходимости сохранять стабилизированный угол снижения до выравнивания.

Все эти моменты не являются критическими, исправление любой из ошибок могло стать слабым звеном, разрушившим цепочку трагических событий. Все, что случилось после первого касания, исправить было намного сложней.

Теперь остается ждать, когда МАК подготовит итоговый отчет с проведением всех экспертиз и полным разбором проблем. Хочется верить, что эта катастрофа станет последней трагедией, разыгравшейся по подобному сценарию, а безопасность полетов повысится. Неприятно осознавать, что уровень безопасности полетов в России догнал страны Африки.