Русская поэзия начала XX века дала миру много новых имён, самобытных имен. Но при всём многообразии значимых явлений в художественной литературе этого периода особое место занимает выдающийся русский поэт Павел Николаевич Васильев (1910–1937).
Его называли «юношей с серебряной трубой» (С. Клычков), «нечаянной радостью русской поэзии» (Н. Клюев), «невероятно талантливым» (Р. Ивнев), «этот юноша – гений!» (А. Толстой), «недюжинным дарованием» (М. Горький), «светилом новой русской поэзии» (А. Луначарский), в котором «соединились две доли, русская и азиатская» (В. Сорокин), проявилось «органичное евразийство» (П. Поминов) и было «то яркое, стремительное и счастливое воображение, без которого не бывает большой поэзии» (Б. Пастернак).
Казалось бы, с самого первого появления Павла Васильева среди поэтов его ожидало блестящее будущее, признание, существование в многообещающей сфере одобрения официальной власти. Но судьба поэта, творческая и человеческая, трагична. Погибший на взлёте своего таланта (он был обвинён в заговоре против Сталина, репрессирован и расстрелян), яркий и многогранно одарённый поэт Павел Васильев долгое время оставался для основной массы российских читателей малоизвестным. И только в 50-х годах ХХ столетия поэзия и проза П. Васильева открылись как значимое явление русской культуры.
Современная поэту критика и литературоведение порой давали его творчеству необоснованно резкую оценку. Причём эта идеологически интерпретированная оценка не имела ничего общего с наукой, или критикой, или даже с эмоциональными впечатлениями от произведений поэта. Комментарии о его творчестве зачастую были полны огульного осуждения и напоминали травлю, чем они, по-видимому, и являлись.
Сегодня развеяны все мифы, ошибочные или заказные мнения о поэте, остались в прошлом обвинения 30-х годов в реакционности, антисоветизме, кулацкой идеологии, ухарстве, хулиганстве. И поэтическое наследие Павла Васильева, его самобытное яркое дарование, мастерское владение устно-поэтической народной речью, высокая художественная правда в выражении живого нерва стихии народной жизни прочно заявлены в исторической парадигме русской культуры. Богатство его дара, его поэтическая государственность вошли в творчество поэтов военного и послевоенного поколения, оставивших значительный след в русской литературе. Озарил огонь васильевской поэзии и поколение ныне действующих поэтов.
Фольклор так гармонично и свободно влился в произведения поэта, что стал его самобытной художественной манерой, характеристикой его языкового чутья. Павел Васильев выступил не только как талантливый собиратель и этнограф, он творчески преобразовал в своей лироэпической поэзии русские и казахские фольклорные традиции, без деления их на два народно-поэтических потока. Но во многом именно народность его творчества и явилась причиной гонений на него, обвинений в сочувствии потенциально «реакционному» крестьянству и гибели поэта в 1937 году. Не называя имён – слишком уж это печально – следует вспомнить, что вместе с Павлом Васильевым ушёл и целый ряд одарённых поэтов, составлявших литературный капитал Отчизны...
Автор книги «Маленьких историй больших стихотворений» – Наталья Павловна Васильева, дочь, биограф и исследователь жизни и творчества поэта, удивительно искренно и бережно заполняет всё новые и новые страницы его Книги Памяти. Свою «родословную» эта книга ведёт с 2004 года, именно тогда в еженедельнике «Рязанская глубинка» стали появляться стихотворения поэта с информативными комментариями Натальи Павловны.
А для всех, кто принял участие в издании этой книги, чествование памяти выдающего творца слова Павла Николаевича Васильева превратилось в событие огромной важности. И я решаюсь заявить, что дни работы над книгой навсегда останутся для нас одним из самых сильных и целительных воспоминаний. И у нас есть желание ещё раз поблагодарить Наталью Павловну Васильеву за самоотверженный исследовательский труд и выразить надежду, что слова, идущие из родников её сердца, проложат свой путь во Времени!
Нина Попова, кандидат филологических наук, член Союза писателей России, Академии поэзии и Славянской поэтической и художественной Академии
На канале "Стакан молока" книга дочери поэта Павла Васильева вышла по главам. См. подборку:
Азиат здесь
Мясники здесь
Другу-поэту здесь
Бухта здесь
«Ещё глядит страна моя…» здесь
Путинная весна здесь
Охота с беркутами здесь
Тройка здесь
На лицах медь чеканного загара здесь
Путь на Семиге здесь
Мы пьём из круглых чашек лето здесь
Соляной бунт, «Свадьба» здесь
Евгения Стэнман здесь
Глафира здесь
Корнила Иванович здесь
По указке петь не буду сроду здесь
Обоз здесь
Ночи глухи, песни глухи здесь
«…И чекисты стояли кругом» здесь
Мужик не замечает рассвета здесь
Раненая песня здесь
«Я ненавижу сговор собачий…» здесь
«Неужель правители не знают…» здесь
Прощание с друзьями здесь
«Женихи». В рязанской тюрьме здесь
Каменотёс здесь
«Снегири взлетают красногруды…» здесь
Он и был сокол здесь
Судьба поэта - судьба народа здесь
Подымайся, песня, над судьбой здесь
«И чарку поцелуем в губы…» здесь
Справка Книги Павла Васильева здесь и здесь
Книга "Мы всё ещё русские" здесь