Об обслуживании внутридомового газового оборудования (ВДГО) мы писали в нашем блоге неоднократно. Да и на форуме Бурмистра https://forum.burmistr.ru/index.php тема ВДГО обсуждалась и обсуждается постоянно, в зависимости от активности надзорных органов. Эта активность возникает по большому счету когда «петух жаренный клюнет», а проще сказать — происходят ЧП с газом в разных регионах страны.
Однако то там, то здесь встречаются жалобы о том, что надзорные органы и сами обслуживающие ВДГО организации (чаще всего, это газовики) пытаются возложить на управляющую организацию ответственность за внутриквартирное газовое оборудование (ВКГО).
В нашем регионе, еще, когда газовики были монополистами, в типовом договоре на обслуживание ВДГО пытались возложить на УО обязанность по обеспечению допуска в каждое жилое и нежилое помещения. Естественно, такие обязательства управляющая организация взять не может из-за того, что это противоречит закону (нет такой обязанности), а также по причине невозможности выполнения такого пункта без согласия самого собственника помещения.
В Правилах содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее — Правила 491) в пункте 5 установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (отпусках) к внутриквартирному газовому оборудованию,резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Пунктом 21 Минимального перечня работ и услуг по содержанию МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 г. (далее — Перечень 290) предусмотрены обязательные работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме:
- организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов;
- организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;
- при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
В пункте 31 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее — Правила 416) указано, что в случае, если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать следующую информацию путем размещения на постоянной основе:
в) на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации: информационная памятка о правилах безопасного использования газа в быту, информация об обязанности потребителя заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования.
Таким образом, все, что находится в квартире — газовая плита и газовые трубы от нее и до запорной арматуры включительно — не является внутридомовым имуществом. По запорной арматуре были споры — кто за нее отвечает: решили, что УО, хотя в законе прописано «включительно». То есть, управляющая организация не имеет отношения к ВКГО и не отвечает за его надлежащее содержание. ВКГО является зоной ответственности собственника помещения МКД.
Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» (далее — Правила 410) регулирует порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания ВДГО и ВКГО при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора об их техническом обслуживании и ремонте.
В пункте 2 Правил 410 установлены понятия ВДГО и ВКГО. ВКГО — это газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (отпусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа. Нормы Правил 410 практически идентичные для ВДГО и ВКГО за некоторыми исключениями.
В пункте 17 Правил 410 предусмотрено, что Заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются:
в) в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
От имени собственника (пользователя) помещения договор о техническом обслуживании и ремонте ВКГО может быть подписан:
- лицом из числа собственников помещений в МКД, уполномоченным на подписание договора о техническом обслуживании и ремонте ВКГО от их имени решением общего собрания собственников многоквартирного дома, что подтверждается надлежаще оформленной доверенностью;
- управляющей организацией на основании протокола общего собрания собственников (ОСС) помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о том, что указанный договор о техническом обслуживании и ремонте ВКГО подписывается управляющей организацией в интересах каждого из собственников помещений в МКД, проголосовавших за такое решение;
- товариществом или кооперативом на основании протокола общего собрания членов товарищества или кооператива, на котором принято решение о том, что указанный договор подписывает товарищество или кооператив в интересах каждого из своих членов, проголосовавших за такое решение;
- управляющей организацией, товариществом или кооперативом, действующими в качестве агентов собственников помещений в многоквартирном доме на основании агентского договора.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что обязанности по обслуживанию ВКГО у УО или ТСЖ возникают только при наличии решения ОСС или агентского договора. Получается, если собственник проголосовал против решения передать полномочия по заключению договора на обслуживание ВКГО УО или ТСЖ, на него это решение не распространяется, что явно не соответствует п. 5 ст. 46 ЖК РФ, которая говорит об обязательности выполнения решений ОСС для всех собственников МКД. Но здесь действует приоритет норм жилищного законодательства (п. 8 ст. 5 ЖК РФ).
Обязанности УО или ТСЖ заключать договор на обслуживание ВКГО без вышеуказанных документальных оснований Правила 410 не содержат. Также Правила 410 не содержат обязанности УО или ТСЖ обеспечивать допуск сотрудников Исполнителя в помещения МКД.
В Правилах 410 в главе IV установлен порядок исполнения договора на ВДГО и ВКГО, права и обязанности Заказчика и Исполнителя, в том числе и порядок доступа в помещения МКД.
Пунктом 46 Правил 410 предусмотрено, что конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном МКД (помещении МКД) и домовладении планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до сведения заказчиков через средства массовой информации и сеть «Интернет», путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в том числе в непосредственной близости от указанных МКД и домовладений) информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ.
Положения пунктов 48-53, которые устанавливают порядок предоставления доступа в помещения МКД, при очень большом желании можно истолковать и таким образом, что УО, как заказчик работ, обязуется обеспечивать доступ в помещения МКД. Ведь в некоторых случаях по решению ОСС или по агентскому договору УО является Заказчиком по договору на обслуживание ВКГО.
Хотя по факту таких полномочий у УО не имеется и без согласия собственника помещения это требование обеспечения доступа исполнить просто невозможно. Тем более, что и часть ВДГО до запорной арматуры в помещении МКД также находится в помещениях МКД.
Имеется еще один нормативно-правовой акт (НПА) — это Приказ Минстроя России от 05.12.2017 № 1614/пр «Об утверждении Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд» (далее — Приказ 1614).
В пункте 1.2 Приказа 1614 указано, что лицами, ответственными за безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) и внутриквартирного газового оборудования (далее - ВКГО), являются:
- в отношении ВДГО в МКД - лица, осуществляющие управление МКД, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД (в том числе управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы);
- в отношении ВДГО в домовладении - собственники (пользователи) домовладений;
- в отношении ВКГО - собственники (пользователи) помещений, расположенных в многоквартирном доме, в которых размещено такое оборудование.
Судебная практика по рассматриваемому вопросу следующая.
Определение ВС РФ от 2 февраля 2018 г. № 307-КГ 17-20081: «...Суды исходили из того, что собственниками жилых помещений МКД выбран способ управления - непосредственное управление домом. Собственники помещений заключили с обществом договоры на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества дома, условиями которых установлена обязанность собственников от своего имени заключать договор на обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования. Собственниками жилых помещений в спорных МКД заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования непосредственно со специализированной организаций АО «Газпром газораспределение Великий Новгород», которая выставляла собственникам помещений квитанции для оплаты услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования».
Постановление АС Уральского округа от 4 августа 2016 г. № Ф09-7140/16 по делу № А71-15114/2015 (Определением ВС РФ от 29 ноября 2016 г. № 309-ЭС16-15598 отказано в удовлетворении кассационной жалобы): «...При этом, согласно п. 17 Правил № 410,заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования является собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
От имени собственника (пользователя) помещения договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования может быть подписан, в частности, управляющей организацией на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято соответствующее решение о том, что указанный договор подписывается управляющей организацией в интересах каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение; либо управляющей организацией, действующей в качестве агента собственников помещений в многоквартирном доме на основании агентского договора.
Таким образом, Правила № 410 предусматривают возможность управляющей компании выступать в качестве заказчика по договору о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования при наличии соответствующего волеизъявления собственников, оформленного надлежащим образом».
Постановление АС Дальневосточного округа от 1 декабря 2016 г. № Ф03-5687/2016: «...От имени собственника (пользователя) помещения договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования может быть подписан, в частности, управляющей организацией на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято соответствующее решение о том, что указанный договор подписывается управляющей организацией в интересах каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение; либо управляющей организацией, действующей в качестве агента собственников помещений в многоквартирном доме на основании агентского договора.
Таким образом, Правила № 410 предусматривают возможность управляющей компании выступать в качестве заказчика по договору о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования только при наличии соответствующего волеизъявления собственников, оформленного надлежащим образом.
Из содержания приведенных положений Правил № 410 следует, что данными правилами достаточно четко были распределены обязанности по обеспечению безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования между исполнителями коммунальных услуг и собственниками (пользователями) расположенных в многоквартирном доме помещений (письмо Минрегиона России от 18.10.2013 № 19706-ВГ/11 «О разъяснениях по отдельным вопросам регулирования отношений, возникающих между исполнителями и заказчиками работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее - Письмо № 19706-ВГ/11).
...При таких обстоятельствах, в отсутствие протокола общего собрания собственников помещений спорных многоквартирных домов, подтверждающего факт возложения на общество «СВОИ» обязанностей заказчика в отношении внутриквартирного газового оборудования, который должен содержать решения собственников о том, что договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования подписывается управляющей организацией в интересах каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, свидетельствующий о наличии у ответчика полномочий на заключение соответствующих договоров от их имени, то суды обеих инстанций пришли к ошибочному выводу об отсутствии оснований для признания договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме от 27.01.2016 в части установления прав и обязанностей, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов, недействительным, поскольку в оспариваемой части данный договор заключен в нарушение пункта 17 Правил № 410».
Анализируя приведенные нормы НПА и судебную практику, думаю, управляющим организациям не стоит соглашаться с не соответствующими закону условиям договора, возлагающие на нее без достаточных на то оснований (решения ОСС или агентского договора) обязанности по обслуживанию ВКГО. При наличии таких условий — направлять при заключении договора протоколы разногласий Исполнителю, при его несогласии с протоколом — обращаться в суд за разрешением преддоговорного спора. Все-таки ВКГО является зоной ответственности собственников помещений, и брать на себя в договоре на ВДГО дополнительные обязательства не стоит.
При получении аналогичных предписаний надзорных органов, возлагающих незаконные обязанности на УО по содержанию ВКГО либо протоколов об административным правонарушениях за неисполнение этой обязанности, следует максимально приложить усилия по признанию их незаконными и отмене в суде. И никогда не стоит бояться портить отношения ни с надзорными органами, ни с Прокуратурой, не подавая по этой причине в суд. Потому что они все равно будут надзирать и наказывать УО в силу своих полномочий и даже выходя за их пределы. И разъяснить неверное толкование ими норм закона может только суд.
С уважением, Ильмира Носик.
Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на закрытый раздел форума. Вся необходимая информация о сервисе тут https://burmistr.ru/services/godovaya-podpiska-na-vebinary/.