Тайные общества Макао и Гонконга внешне похожи, как близнецы-братья, тем более что имеют теснейшие исторические и иные связи. В прессе часто говорят о гонконгско-макаоских триадах - вполне устоявшийся термин, понятный азиатскому читателю.
На самом деле между двумя географически привязанными преступными тайными сообществами существуют существенные различия.
Начтем с того, что письменные, документальные доказательства возникновения и в целом наличия тайных обществ в Макао практически отсутствуют. Первое упоминание о тайных обществах относится аж к 1848 году. В этом году в Макао был убит семьдесят девятый губернатор, носивший при жизни пышное имя Жуан Мария Феррейра ду Амарал, известный изгнанием из Макао всех чиновников империи Цин, уничтожением таможни и отказом платить китайскому императорскому правительству земельную ренту. Недовольство его действиями со стороны как китайских властей, так и населения Макао достигли предела. 22 августа 1849 года несколько китайцев остановили его во время верховой прогулки, после чего сбили с лошади и отрубили голову. Вот эти несколько китайцев и были обоснованно причислены португальскими властями к членам тайных обществ, в связи с чем и появилось первое исторические упоминание.
Этапов возникновения и становления тайных обществ Макао было, по всей видимости, несколько, а именно три. Первый этап отнесен к собственно созданию португальской колонии в 1557 году и ограничен началом опиумных войн 1840 года. Это период становления и развития тайных обществ в Макао.
Второй этап датируется 1841-1961 годами. В этот период тайные общества, активно занимаясь игорным бизнесом, торговлей опиумом, экспортом, делили сферы влияния и занимали свои подпольные ниши
в колониальной системе управления.
Для тайных обществ Макао характерна крайняя степень криминализованности с начала их возникновения и до настоящего времени. Не мудрствуя лукаво и не озадачиваясь политическими задачами и лозунгами, тайные общества в этой португальской колонии осваивали работорговлю, контрабанду опиума, поставку женщин в гаремы малайских и индонезийских султанов, бизнес азартных игр, ростовщичество, рэкет, выбивание долгов, убийства, киднэппинг, грабежи, изнасилования. Связи с гонконгскими преступными группировками и тайными обществами изначально была очень крепкой, некоторые криминальные боссы и были родом из Гонконга, поэтому традиции, ритуалы в большинстве своем схожи. Неодинаковой была только численность обществ, и то потому, что Макао был менее плотно населен, нежели Гонконг (двести тысяч населения в 1920 году).
Во время японской оккупации многие криминальные авторитеты перебрались в Макао для проживания. Этот период совпал с экономическим подъемом Макао, поэтому для преступных групп тут был просто рай. 1949 год ознаменовался победами коммунистов, что вынудило вояк Гоминьдана искать убежища в том же Макао, а среди них также было немало приверженце в тайных обществ и откровенных гангстеров.
В 1956 году правительство Чан Кайши, используя тайные общества, организовало упомянутые нами ранее беспорядки под названием «Восстания «двух десяток». После провала акции часть участников банд 14-К, «Вошинво», под страхом преследования перебралась в тот же самый Макао, благо юрисдикция была другая, голландская, а не английская.
Как видим, преступные сообщества Макао постоянно получали квалифицированное пополнение из самых грозных преступных сообществ. Зачастую это пополнение превращалось в руководящие центры преступников, благо опыта и навыков всегда было в избытке.
Третий этап начинается с 1962 года и продолжается в наше время. Именно с 1962 года Макао стал постепенно превращаться в центр индустрии развлечений. В 1997 году доля доходов от этой индустрии в Макао составила 45%, а отрасль признана ведущей. Отметим, что эти доходы являются не только предметом национальной гордости, но и источником существования преступных обществ, объектом их устремлений и многочисленных переделов. Особенно это касается заведений игорного бизнеса, получающих самый значительный доход. Вот тут то и выходят на свет интересы многочисленных «14-К», «Хэаньлэ», «Хэшэнъи», «Юлянь» («Союз друзей»), «Дацзюань» («Большой круг»), «Шуйфан» («Водный дом») и других преступных групп.
В конце восьмидесятых годов прошлого столетия самые большие
по численности преступные сообщества – «14-К», «Хэаньлэ», «Хэшэнъи» - объединяли 64% (!) преступников всего Макао, 1/3 населения всего города.
Самое молодое преступное сообщество Макао – «Юлянь» («Союз друзей»). «Юлянь» изначально состоял из портовых грузчиков, носильщиков, разнорабочих – выходцев из Гонконга, составляя значительную конкуренцию драконам преступного мира. В целях ограничения влияния гонконгских преступных сообществ на криминальную жизнь Макао, в 1995 году общества «14-К», «Шуйфан», «Дацзюань», «Хэшэнъи» объединились в «Союз четырех». Но внутренняя конкуренция свела на нет усилия по совместному преступному промыслу. «14-К» буквально выдавила из союза «Водный дом», противоречия с которым обострились до предела. Союз, таким образом, превратился в «союз трех», роль других преступных сообществ снизилась, а «14-К» заняла лидирующие позиции в Макао.
После передачи Макао КНР, уровень преступности в этом городе заметно вырос. В списке наиболее часто совершаемых преступлений по-прежнему лидируют ростовщичество, незаконно лишение свободы, вымогательства, убийства, террористические акты, нанесения тяжкого вреда здоровью и т.д. и т.п. Заметно возросло количество фактов контрабанды огнестрельного оружия, попыток незаконных пересечений границы. Терроризм практикуется как в отношении собратьев по криминальному ремеслу, так и в отношении представителей официальных властей. Это в том числе повлияло и непосредственно на сам процесс передачи Макао КНР, вызвало недовольство местного населения.
Борьба с криминальными структурами в Макао ведется и по сей день, и, несмотря на заверения китайских властей, до победы там еще ой как далеко.
Сергей Калугин, СПб - 2019
______________________________________________________________________________________
По многочисленным просьбам читателей мы попросили Сергея Калугина, автора замечательной книги "История тайных обществ Китая", опубликовать цикл статей по тайному обществу Хунмэнь (洪門 Hóngmén), которое одной из целей своей деятельности полагало реставрацию Минской династии. Хорошей и достоверной информации по этому обществу немного в русскоязычной среде, поэтому этот цикл будет интересен всем, кто интересуется историей Китая.
Автор - в прошлом военный переводчик, синхронист, много лет проработавший в сфере международного военного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского Региона.
Личный блог автора можно посмотреть тут.