Найти в Дзене
РОЛЬФ

Мою машину хотят бесплатно отремонтировать: в чём подвох?

Ваш автомобиль уже давно вышел из того возраста, чтобы ремонтироваться по гарантии, но дилер настойчиво предлагает поменять какую-либо деталь. И даже бесплатно! Подозрительно? На самом деле, никакого подвоха здесь нет

Такая практика называется «отзывом». В мире, пожалуй, не осталось автопроизводителя, который не объявлял об отзыве своих моделей. Причины для внеплановых проверок могут быть разными: от пустяковой, на первый взгляд, замены лампочки освещения салона до куда более серьезных конструктивных дефектов, способных стать причиной аварий. И даже – гибели людей.

У рядовых автомобилистов словосочетание «отзывная кампания» вызывает скорее тревожные чувства и порождает массу вопросов. Но так ли страшен «чёрт» на самом деле? Например, министр промышленности и торговли Денис Мантуров уверяет, что проведение отзывных кампаний «является нормальной мировой практикой, которая свидетельствует об ответственности автопроизводителя».

-2

А вот как термин «отзыв продукции» описывается действующим ГОСТом – «корректирующее действие, предпринятое после производства с целью защиты здоровья и безопасности потребителей в связи с использованием какой-либо продукции».

Как проходит отзыв и что нужно знать?

В нашей стране за отзыв автомобилей (и любой другой продукции) отвечает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). По закону автопроизводитель обязан уведомить госорган об обнаруженных дефектах, предоставив одновременно план мероприятий по устранению неполадок.

Кроме того, производитель обязан передать Росстандарту список VIN-номеров автомобилей, попадающих под отзыв, а также подтвердить, что дилерские центры располагают достаточным запасом деталей, которые подлежат замене.

Как мне узнать об отзыве?

По закону производитель обязан уведомить владельцев автомобилей всеми доступными способами. Проще всего это сделать через «официалов», которые обзванивают или рассылают соответствующие письма. Кроме того, информация об отзыве публикуется на сайте Росстандарта, где любой желающий может проверить свой автомобиль по VIN-номеру.

-3

При этом важно помнить, что под отзыв могут попасть абсолютно любые автомобили (!). В отличие от гарантийного обслуживания «отзывные дефекты» не имеют срока давности. Таким образом, на сервис могут пригласить как владельца новенького авто, так и обладателя автомобиля с пробегом. При этом для производителя не будет никакой разницы, покупался автомобиль через официального дилера или нет.

Кто должен платить за ремонт?

Платить никаких денег за устранение дефекта или диагностику автомобиля на предмет возможных неисправностей владельцу не придется, о чем производитель всегда уведомляет потребителей. Поэтому, если вдруг на сервисе вам начнут выставлять счет – это абсолютно незаконно.

Важный нюанс, который наверняка будет полезен многим: в зависимости от сроков выполнения ремонтных работ есть шанс запросить подменный автомобиль. И представитель марки по своему усмотрению может дать «временную» машину, если ремонт будет действительно долгим.

Можно ли проигнорировать отзыв?

В случае, если причиной отзыва объективно стала незначительная проблема – например, дефектные коврики или отсутствующая маркировка, то владелец может принять для себя решение проигнорировать уведомление. Но учтите, что при таком раскладе предъявить какие-либо претензии производителю впоследствии будет крайне сложно, так как формально уведомление состоялось.

-4

Если дело касается серьёзного дефекта, напрямую влияющего на безопасности движения, тогда лучше предоставить машину для ремонта. Но обычного отзыв носит добровольный характер, а значит теоретически автовладелец может проигнорировать уведомление от производителя. (Недавнее исключение – отзыв небольшой партии несертифицированных авто, которые отзывали, чтобы отправить под пресс).

Повлияет ли отзыв на стоимость авто при продаже?

Скорее всего, нет… На практике покупатель наверняка не будет знать, что автомобиль попадал под отзыв. Впрочем, в обозримом будущем ситуация должна поменяться. С 1 июля прошлого года Росстандарт разрешил вносить информацию об отзыве автомобиля в «Электронный паспорт транспортного средства» (ЭПТС). Предполагается, это позволит быстрее доводить информацию об отзыве до актуальных владельцев авто.

Почему отзывов стало больше?

Как показывает опыт последних лет, автопроизводители стали охотнее проводить отзывные кампаний. Можно предположить, что такой энтузиазм мировых концернов объясняется скорее имиджевыми и финансовыми рисками, которыми чревато замалчивание проблем. Например, во многих странах за подобное предусмотрены огромные штрафы – до нескольких миллионов долларов. В России же сумма пока не такая существенная: от 10 000 до 500 000 рублей.

-5

Куда более серьезные проблемы могут сулить иски потребителей. Подобная практика особенно распространена среди автомобилистов США, где суды охотно встают на сторону потребителей. Учитывая все возможные потери и потенциальные риски производителям проще объявить отзыв, чтобы устранить или же провести диагностику автомобилей на предмет возможных дефектов.

Что чаще всего меняют?

Официальной статистики, какие узлы и агрегаты чаще всего попадают под отзывные кампании, на сегодняшний день нет. Но можно составить свой рейтинг, ориентируясь на информацию из открытых источников:

1. Так, первое место по числу отзывов занимают подушки безопасности известной японской фирмы Takata. С 2014 года под отзыв попали не менее 50 миллионов (!) авто по всему миру. Дефектные «эйрбеги» были установлены на автомобили практически всех мировых брендов: Volkswagen, Toyota, Honda, General Motors и других. Сама компания понесла серьезнейший урон и в 2018 году объявила себя банкротом.

2. Еще одной серьезной причиной для отзыва являются различные дефекты, которые заканчиваются воспламенением авто. К таким последствиям обычно приводят неисправности топливной системы, электрической проводки или вовсе некоторые «загадочные причины».

3. Кроме того, частенько автомобили отзывают из-за поломок различных креплений и соединения, нестабильной работы электронных систем, а также поломка элементов подвески и рулевого управления. Например, в прошлом году компания Ford была вынуждена отозвать более 1,5 млн автомобилей. Как показало расследование, всему виной оказался неправильный момент затяжки крепежных элементов рулевого колеса.

-6

Бывают и совсем «экзотические» причины для отзыва. Так, в США под отзыв попали Porsche Cayenne и Macan, в комплектацию которых входила специальная лыжная сумка. Оказалось, что крепежный ремень сумки был прошит неподходящими нитями, что потенциально могло закончиться разрывом ремней и риском получения травм пассажирами

А производитель суперкаров Lamborghini был вынужден потревожить владельцев особой модели Centenario из-за простой наклейки! На ней была указана неверная информация… о полной массе авто. В результате, возник риск перегрузки гиперкара, что, в свою очередь, могло отразится на работе подвески, увеличив риск аварии. В мире было выпущено 40 экземпляров Centenario…