Совсем скоро американский рок-дуэт The Black Keys явит миру свою девятую пластинку, получившую название Let's Rock. Мы же продолжаем вспоминать предыдущие альбомы, остановившись сегодня на третьем — Rubber Factory 2004 года.
Как мы знаем, сделать запись в уже ставшим легендарным подвале Патрика Карни стало не возможно — хозяин дома его продал, и ребятам в срочном порядке пришлось искать новое место. Выбор пал на заброшенную шинную фабрику (отсюда название альбома и дизайн обложки).
Вообще, родной город The Black Keys — Акрон — носит прозвище «Резиновая столица мира», потому что в нём были расположены крупнейшие в Америке предприятия по изготовлению автомобильных шин и резины. К началу восьмидесятых производство почти сошло на нет, однако штаб-квартиры компаний всё равно остались в Акроне. Кстати говоря, такая непростая социально-экономическая обстановка в городе во многом повлияла на становление Дэна и Патрика как музыкантов)))))
Группа арендовала весь второй этаж здания за 500$ в месяц, назвав новую импровизированную студию Sentient Sound. Восьмидорожечный магнитофон уступил место более новому микшерному пульту, который правда глючил настолько нещадно, что запись растянулась на пять месяцев (!), а по её окончании его даже не стали забирать с собой. Продюсерами пластинки теперь значится вся группа, а не один только барабанщик, как это было раньше.
На альбом попали 13 песен (две из них — каверы), плюс ещё один кавер для японского издания (и всё-таки, почему именно для японского рынка так часто добавляют бонус-треки?). И вот тут начинается самое интересное.
Что, если я скажу вам, что Rubber Factory имеет чёткое разделение на две половины по звучанию и настроению, причём первая — с заявкой на КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ?
Клип с альбома снова только один, но невероятно смешной. Момент с бабушкой и неловкое молчание после аплодисментов — просто сокровища.
Да, такого от блюзовогаражной группы совершенно не ожидаешь, но при очередном прослушивании альбома с вниканием в текст у меня возникло именно такое ощущение.
И это чертовски круто.
Альбом начинается с медленного, но злобно и очень чисто звучащего трека When The Lights Go Out, без какого-либо намёка на прежнюю лоуфайность. Текст песни предостерегает от неизвестной надвигающейся угрозы, которая из-за неправильных поступков может стать ещё ближе. «You know what the sun's all about, // When the lights go out» — невероятно сильные слова.
В 10 A.M. Automatic и последующих треках катастрофа уже произошла (свет погас, пришла ночь), и лирический герой анализирует изменения, которые с ним происходят, выстраивает план сопротивления вопреки потере друзей и конфронтации с окружающими. Песни звучат при этом уже более привычно для группы — запоминающиеся перегруженные риффы, быстрый темп, снова оммаж битлам (в The Desperate Man; причём то, что это отсылка именно к Битлз, понимаешь не сразу). Привычно, но все жё с нововведениями — так много наложений и различных звуковых украшательств (хлопки в ладоши, например, или задом наперёд воспроизведённое соло в уже упомянутой The Desperate Man) у The Black Keys ещё не было. Выходит, что именно на первой половине Rubber Factory группа пробует отойти от дуэтного минимализма, делая своё звучание более прогрессивным для самих себя и более мейнстримным для широкой публики.
В сюжете первой половины альбома на фоне «ушедшего солнца» также развивается непростая история любви (куда же без неё), умиротворённый финал которой наступает в песне The Lenghts, тоже медленной, но очень оптимистичной, по настроению полностью противоположной первому треку.
Да, по сравнению с прежними «обними меня крепче», «я буду твоим мужчиной» и «люби меня в своём сердце» лирика Rubber Factory — это огромный скачок вперёд. Теперь на текст несёт столько же смысла, сколько и эмоции, а может и больше. Студийные эксперименты ребят на новом месте тоже оставили только приятные впечатления. Но что же вторая половина треклиста?
Она начинается с кавера Grown So Ugly (и да, оба кавера находятся во второй половине), и он абсолютно совпадает по энергетике с прошлыми двумя альбомами, впрочем как и все остальные треки. Почти никаких наложений, только гитара, голос и барабаны, и сплошная необузданная музыкальная страсть. Ну и более простые и не связанные между собой тексты — что есть, то есть.
В 2004 году Дэн и Патрик добрались и до шоу Дэвида Леттермана, на котором исполнили песню Stack Shot Billy. Хоть это и оригинальное произведение группы, история про то, как американский бандит Ли «Стаггер» (в версии The Black Keys — Стэк) Шелтон застрелил другого американского бандита Билли Лайонса в 1895 году, достаточно часто встречается в блюзе. По версии azlyrics.com, этому случаю посвящены более четырёхсот песен. Так, и кто сказал про Natural Blues?
И особенно отрадно, что обе половины Rubber Factory одновременно воспринимаются как самодостаточные произведения и отлично балансируют друг друга, убеждая слушателей в огромном таланте Дэна Ауэрбаха и Патрика Карни.
Ух, давненько текст так пафосно не заканчивал.
Альбом в Я.М | Альбом в ВК | Альбом в YouTube Music
Не забудьте поделиться статьёй с друзьями, а также подписаться на Дзен- и Телеграм-канал, чтобы не пропустить новые посты!