Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О взыскании платы за НВОС

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 14 июня 2019 года по делу № А59-970/2019

Суть спора: Административный орган обратился в суд с заявлением к Органу муниципальной власти о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС).

Решение суда: Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Административного органа.

Фабула дела:

В ходе проведенной проверки Административный орган установил, что Орган муниципальной власти осуществил размещение отходов на соответствующих полигонах в отсутствие предоставленной декларации о плате за НВОС.

В связи с неисполнением требования об уплате платы за НВОС в добровольном порядке, Административный орган обратился в суд с соответствующим заявлением.

Правовое обоснование:

1. Орган муниципальной власти указал на отсутствие обязанности о внесении платы за НВОС в связи с тем, что владельцем данных отходов не является и деятельность, связанную с НВОС, не осуществляет.

2. Согласно пункту 1 статьи 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

При этом пунктом 2 статьи 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривается учет лиц, обязанных вносить плату, который осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с указанным законом.

Суд указал, что вышеуказанные положения также воспроизведены пунктами 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

3. При этом суд также указал, что статья 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет отходы производства и потребления как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом; под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами

Оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами признается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

4. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что при хранении, захоронении отходов производства и потребления (размещении отходов) обязанность по внесению платы за НВОС лежит на лицах, в результате деятельности которых данные отходы образовались, при этом данные лица должны быть внесены в реестр плательщиков данной платы.

5. Согласно материалам дела, спорные отходы не являются продуктом деятельности Органа муниципальной власти. При этом суд установил, что данные отходы были признаны опасными для окружающей среды, в связи с чем Органом муниципальной власти было принято решение об их утилизации как брошенного имущества путем захоронения на полигоне твердых бытовых (коммунальных) отходов.

6. На основании изложенного, суд указал, что Орган муниципальной власти не относится к лицам, в результате деятельности которого образуются указанные отходы. Таким образом, оснований для возложения на него обязанности по внесению платы за НВОС не имеется. Доказательств того, что Органом муниципальной власти были размещены отходы, являющиеся продуктом его деятельности, Административным органом не представлены. При этом действия Органа муниципальной власти, направленные на обеспечение безопасности окружающей среды в муниципальном образовании, не влекут обязанности по внесению платы за НВОС.

Суд отметил, что аналогичной позиции придерживается сложившаяся судебная практика, в частности, в Постановлении арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2018 года по делу А03-8746/2017.

Резюме суда:

Обязанность по внесению платы за НВОС при размещении отходов лежит на лицах, в результате деятельности которых такие отходы образовались; плательщики указанной платы подлежат учету при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС.

При этом действия органов муниципальной власти по удалению отходов, образователь которых не установлен (брошенного имущества), направлены на обеспечение безопасности окружающей среды и не влекут обязанности по внесению платы за НВОС.

Материал для рубрики подготовила юрист Центра Егорова Анастасия