Немало сирийских памятников оказалось на территориях, где их некому защитить от разграбления и вандализма. А желающих поживиться и порезвиться в музеях в стане боевиков довольно много. Кто-то видит в артефактах источник наживы и похищает их в надежде продать задорого на черном рынке исторических ценностей. Кто-то беснуется, вопит "Идолы поганые!" и уродует древние статуи и мозаичные полотна, считая их "противоречащими исламу". Дураков и идиотов много. Увы. Но куда хуже ситуация, когда памятники истории страдают от действий обеих сторон конфликта...
Городок Маарат Науман для самих сирийцев, в первую очередь, родина средневекового слепого поэта и философа Маарри. Для европейцев же - позорная и страшная страница летописи Крестовых походов.
12 декабря 1098 года крестоносцы нарушили данное ими слово о неприкосновенности сдающихся после осады городка. И просто... сожрали и перебили поверивших им сирийцев. Вот, что писали тогдашние историки и хронисты:
Хронист Боэмунда Антиохского, Ральф Коэн писал: «Некоторые люди говорили, что им, ограниченным в пище, приходилось варить взрослых мусульман в котлах, а детей насаживать на вертела и зажаривать». Эти слова подтверждаются хронистом Фульхером Шартрским, который писал: «С содроганьем могу сказать, что многие наши люди, преследуемые безумным чувством голода, срезали куски ягодиц с уже убитых сарацин, жарили их на костре и не дождавшись, пока те будут достаточно зажарены, пожирали их с чавканьем, словно дикари». А Альберт Аахенский писал, что «Крестоносцы не ограничивались поеданием только убитых турок и сарацин, они ели даже собак…" Представьте себе этот ужас. Кстати, после всей этой дикости крестоносцев стали боятся что тех чертей. На своем пути вдоль моря в сторону Иерусалима они почти никого не встретили, не говоря о сопротивлении. Люди от них просто попрятались.
Музей этого городка находится в одном из крупнейших караван-сараев в Сирии (1563 г.), в его экспозиции были представлены находки из окружающих Маарат Нуман так называемых византийских "Мертвых городов" (в Сирии порядка 700 византийских "хуторов" и поселков, брошенных жителями в 7 веке и, в большинстве своем, очень хорошо сохранившихся, например - Сержилла). Ниже старые фото из музея.
Это базальтовые двери, да, из камня.
Двор музея
извините, лениво в фотках цвета править. Баланс белого куку.
Музей находится на линии огня и по нему периодически лупит сирийская авиация . Теперь там вот так....
На стене вся в пыли - мозаика, кстати...
Судя по кадрам видео, мозаики были покрыты то ли большими листами бумаги, то ли тканью. От пыли и т.п. Но от бомб бумажная "защита" бесполезна... О текущем состоянии выложенных выше мозаик мне ничего не известно. Попадались старые фотографии с "осколочными" ранениями панно, но там все вполне восстановимо.
Почему бомбы падают на музей - не знаю. Скорее всего, рядом штаб боевиков или что-то в этом роде. А может, что-то прятали или кого-то в стенах самого музея, в расчете на то, что его не тронут. Сказкам боевиков о том, что правительственная армия (заодно с российскими ВКС) специально прицельно стреляет по музею, верить не стоит.
Интересный факт: в самом начале гражданской войны, когда то тут то там происходили беспорядки, жители городка организовали живую цепь для того, чтобы не дать бандитам разграбить этот музей. Да: вот, практически, своими телами тогда закрыли и спасли.
Но против лома нет приема. Спасти историю от падающих бомб как-то не особо получается.