Найти тему
VarТехник

Зачем в советских танках снаряды закрывали "горючим"?

Оглавление

Советская школа танкостроения отличалась своими нестандартными решениями. Начнём с того, что именно в СССР впервые появился массовый танк с гладкоствольной пушкой, и именно в СССР создали первый танк с композитной бронёй. Но некоторые решения остаются не понятыми и в наши дни. К примеру – зачем снаряды размещали сразу за топливным баком?

Защита от пожаров в танке.

До Второй Мировой Войны, танки имели внутри себя баки с горючим, которые защищались в лучшем случае бортовой бронёй. Никаких дополнительных средств защиты от возгорания и тем более взрыва не было…

Так было до 1944 года, пока в Германии не приняли автоматическую систему пожаротушения. Она представляла собой набор огнетушителей, которые связывались с температурными датчиками. Как только температура превышала критическую точку, огнетушитель срабатывал и гасили огонь в своей зоне, пока температура не спадёт. Такая система могла предотвратить пожар, но не спасала от взрыва паров горючего.

-2

Дальнейшее развитие было вплотную связано с авиацией. Именно оттуда взяли так называемые протектированные топливные баки.

Протектированный бак.

Всего есть три варианта защиты ёмкости с горючим от воспламенения, утечки, а в некоторых случаях и взрыва.

Первый вариант, создать внешний слой из самозатягивающейся резины, которая разбухает при контакте с топливом. В случае пробития внешней резиновой оболочки, образуется дыра, через которую горючее вытекает наружу. В свою очередь, резиновый слой набухает и закрывает пробоину, препятствуя дальнейшей протеканию горючей смеси.

-3

Второй вариант – создание дополнительной ёмкости с уникальным видом газа, который называется коагулятор. Этот газ при контакте с воздухом переходит в твёрдое состояние, напоминая по своей структуре пенопласт. Так же, коагулятор может реагировать на пары топлива и твердеть при их выделении, тем самым, заполняя пустое пространство «пенопластом». В первом варианте, коагулятор предотвращает дальнейшую утечку горючего, а во втором, коагулятор может спасти от взрыва паров топлива.

И последний вариант – своеобразная губка. В будущую ёмкость для горючего заранее закачивают полиуретановый поропласт, который напоминает пористую губку. Эта самая губка впитывает топливо и отдаёт его в случае использования ёмкости с горючим. В таком случае не образуется взрывоопасных паров, а жидкость или медленно вытекает, или не вытекает вовсе.

-4

Топливные баки в советских танках.

Основоположником защиты боезапаса путём расположения топливного бака стал Т-44. Именно его идея продолжается до сих пор. В то время считалось, что горючее способно задержать кумулятивную струю без риска для экипажа, при условии того, что бак не использовался.

Т-55 в разрезе
Т-55 в разрезе

Специально для этого, топливный бак за лобовой бронёй был запасным, а в качестве основного использовался ещё один, разделяющий боевой и моторное отделение. Однако по истечение времени стало понятно, что в реальных боевых условиях основной бак мог опустеть и тогда переходили на резервный, что могло привести к гибели танка в целом. Сам же боекомплект за лобовым баком мог подвергаться поражения с бортовой стороны, что так же приводило к печальным последствиям.

Компоновка топливных баков в танке Т-72
Компоновка топливных баков в танке Т-72

Начиная с Т-55, танки СССР в обязательном порядке обзавелись протектированным топливными баками по принципу действия газа коагулятора. К тому же, общий объём лобовых баков возрос, так как сами снаряды укладывались в места хранения, по совместительству топливные баки с прорезями для боеприпасов.

Такой подход кардинально повысил живучесть на поле боя и советские машины могли пережить попадание в ёмкость с горючим, дополнительно защитив снаряды.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.