Найти тему
Max F1 +

Переходы чемпионов

Оглавление

Мало кто догадывается, что межсезонье является самым непредсказуемым периодом в королеве автоспорта. Пока механики и конструкторы работают над созданием новой машины, нам, простым болельщикам, остаётся только гадать, как она поедет и в правильных ли руках она окажется.

Для пилотов же этот период тоже важен. Работая над собой, гонщики стремятся доказать, и себе, и команде, и фанатам, что они сделали правильный выбор. Причём самое тяжёлое испытание выпадает в момент перехода из одной команды в другую, а если ты это делаешь ещё и в ранге действующего чемпиона мира…

Сегодня мы поговорим о великих чемпионах, оставивших заметный след в Формуле-1, которые добились титула в одной команде, но следующий сезон начинали уже в другой.

Альберто Аскари

Альберто Аскари
Альберто Аскари

Открывает наш список Альберто Аскари. Потомственный итальянский гонщик, ставший первым, кому удалось завоевать титул в составе Ferrari. Казалось бы, у тебя есть всё — быстрая машина, любовь болельщиков, 2 чемпионских титула и статус первого пилота в Скудерии.

Но… В этот самый момент Энцо Феррари подложил своему чемпиону свинью в виде бесконечного нытья в прессе о дороговизне участия в гонках (тогда Ferrari выступала, помимо Формулы-1, в гонках спортивных автомобилей), периодических заявлениях об уходе и постоянного затягивания с контрактом на сезон 1954 года. Этим воспользовался Джанни Лянча, который переманил последнего на настоящий момент итальянского чемпиона мира к себе в команду. Поводов для такого перехода у Аскари было два:

  • Гонорар, в 2.5 раза превышающий зарплату в Ferrari
  • В Lancia был приглашён легендарный конструктор Витторио Яно, благодаря которому Антонио Аскари (отец Альберто) добыл множество победных кубков в 1920-е годы за рулём Alfa Romeo
Альберто Аскари за рулём Lancia D50
Альберто Аскари за рулём Lancia D50

Увы… Многообещающий переход обернулся для Альберто настоящей катастрофой. Мало того, что техника была ненадёжной даже по тогдашним меркам, так и ещё и недостаток финансирования привёл к тому, что за руль болида D50 Аскари сел только на последнем этапе сезона в Испании. Попутно он успел провести 2 Гран-при за Maserati и ещё один за Ferrari — сойдя во всех трёх. Да и в составе Lancia результаты были те же, несмотря на то, что по скорости машина могла конкурировать с Ferrari, Maserati, и даже Mercedes.

Возможно Альберто и смог бы познать радость побед в Lancia, но 26 мая 1955 года Аскари погиб в Монце во время тестов спорткара Ferrari 750. Узнав о трагедии Джанни Лянча свернул формульную программу, а всё имущество, включая автомобили, продал Энцо Феррари.

Хуан-Мануэль Фанхио

Хуан-Мануэль Фанхио
Хуан-Мануэль Фанхио

Про такого гонщика как Хуан-Мануэль Фанхио говорят — «Универсальный пилот». За какую бы машину он не сел, аргентинский «Маэстро» всегда ехал быстро.

Звёздный час Фанхио пришёлся на середину 1950-х. Уже имевший за плечами титул чемпиона аргентинец выиграл 2 первые гонки сезона 1954 в составе Maserati, затем перешёл в Mercedes и уже там в течении следующих полутора громил всех, включая своих напарников. После ухода трёхлучевых «Маэстро» не затерялся и присоединился к коллективу Энцо Феррари, где за рулём выкупленных Lancia D50 завоевал очередной титул. Ну а в 1957 году Фанхио вернулся в Maserati и выиграл с ней свой последний пятый титул.

Одно огорчение — Фанхио родился слишком рано для Формулы-1 (на момент завоевания последнего титула ему было 46 лет!). Возможно, появись он на свет несколько позже, именно Фанхио держал бы рекорд по количеству выигранных чемпионатов, но, как говорят в таких случаях, история сослагательного наклонения не знает.

Дэнни Халм

Дэнни Халм (в некоторых источниках Хьюм, но по-английски его фамилия пишется Hulme)
Дэнни Халм (в некоторых источниках Хьюм, но по-английски его фамилия пишется Hulme)

Единственный новозеландский чемпион мира дебютировал в «королевских гонках» в 1965 году за рулём болида команды Джека Брэбема. Первые 2 года Халму приходилось «подносить снаряды» своему лидеру, но в 1967-ом Дэнни вышел из тени «Чёрного Джека» и в упорной борьбе обыграл напарника и взял титул.

Неизвестно, что случилось между Брэбемом и Халмом, но после выигранного чемпионата новозеландцу пришлось покинуть команду. В 1968-ом году наш герой оказался в McLaren.

Многим это тогда казалось ошибкой. Ведь Brabham в те годы доминировал, а McLaren только вставал на ноги и не мог конкурировать с лидерами. Но именно 1968-ой перевернул всё с ног на голову. Команда «Чёрного Джека» столкнулась с постоянными поломками своих болидов, а коллектив Брюса Макларена, перейдя на моторы Ford Cosworth, стал одним из лидеров сезона.

Уже в первом сезоне за новозеландскую команду Дэнни Халм мог стать чемпионом, но сходы на двух последних этапах в США и Канаде помешали этому. 33 очка и «бронза» сезона 1968 года — потрясающий результат в первый же сезон в новой команде.

Дэнни Халм оставался верен McLaren и после окончания карьеры в Формуле-1 в 1974 году. 6 побед + 15 подиумов — итог выступлений в новозеландском коллективе за 7 сезонов.

Ники Лауда

Ники Лауда
Ники Лауда

До чемпионства Ники Лауды в 1975 году Ferrari 11 лет не знала вкус победы в личном зачёте и Кубке Конструкторов. Быстрый, целеустремлённый, технически подкованный гонщик — он как никто другой подходил Скудерии.

Но… Легендарный Коммендаторе, как и вся его команда в те годы проповедовала одно правило: «Ты должен выступать за Ferrari, а не за себя самого! И если тебе суждено погибнуть — погибай! Делай всё ради победы! Борись до самого конца!»

Лауда хорошо знал цену выступления в гонках, на Нюрбургринге в 1976 году он едва не погиб, получив сильные ожоги лица. Когда на финальном гран-при в Японии грянул мощнейший ливень он предпочёл не рисковать и свернул в боксы, отказавшись ехать дальше. Этим поступком он, фактически, подарил титул Джеймсу Ханту, чего в Ferrari не простили. В следующем сезоне Ники отыгрался, став во 2 раз чемпионом, но отношения с командой испортились до такой степени, что австриец покинул её за 2 гонки до конца сезона.

Новый 1978 год Ники Лауда встречал в составе Brabham. Руководивший тогда командой Берни Экклстоун заплатил за этот переход миллион долларов (немыслимые по тем временам деньги)! Первый сезон в команде получился неплохим. Несмотря на часто ломающуюся машину, Лауда выиграл 2 гонки и завершил чемпионат на 4 месте. Но 1979-ый оказался катастрофическим, лишь в 2 гонках он смог добраться до финиша и, натерпевшись бесконечных неполадок с техникой, ушёл из Brabham и из Формулы-1 вообще.

Правда в 1982-ом Ники вернулся, но это уже совсем другая история…

Нельсон Пике

Нельсон Пике
Нельсон Пике

Несмотря на 3 чемпионских титула, Нельсон Пике никогда не был любимцем публики, особенно в Бразилии, где буквально боготворили Сенну.

А ведь у Нельсона тоже были напарники по команде, с которыми борьба шла не на жизнь, а на смерть. Правда если Прост и Сенна ещё какое-то время ладили, то Пике и Мэнселл возненавидели друг друга моментально. Из-за этого они фактически и проиграли титул в 1986 году. Но в следующем сезоне равных Williams FW11 просто не было и бразилец, не без помощи травмы британца, сумел взять титул.

Правда, Пике пришлось покинуть коллектив Железного Фрэнка и перейти в Lotus. К сожалению, это был не лучший выбор, ибо после ухода Сенны начался стремительный закат некогда славной команды. Но 1988 год на фоне тотального доминирования McLaren получился таким уж и плохим — 6 место в чемпионате с 3 подиумами в Жакарепагуа, Имоле и Аделаиде. Тем более, что он почти вдвое по очкам (22 против 12) опередил Мэнселла, которому кроме двух вторых мест в Сильверстоуне и Хересе нечему было похвастаться.

Правда после потери моторов Honda дела у Lotus пошли ещё хуже и в 1990-м Пике ушёл докатывать свою карьеру в Benetton.

Ален Прост

Ален Прост
Ален Прост

Как это часто бывает, если за чемпионский титул борются партнёры по команде, то между ними возникает вражда. Так случилось и в противостоянии между Аленом Простом и Айртоном Сенной.

К 1989 году отношения между напарниками достигла точки невозврата, особенно когда McLaren практически полностью стала работать на Сенну. Тем не менее, после противоречивой гонки в Сузуке, на которой Сенна был дисквалифицирован, Просту удалось взять третий в карьере титул.

К тому моменту уже давно было известно, что в 1990 году он перейдёт в Ferrari. Тот сезон вновь прошёл под знаком борьбы с Сенной. Они попеременно менялись на лидирующей позиции в чемпионате. Но на этот раз Сенна оказался сильнее. Дело завершилось вновь в Японии, где бразилец совершил «таран века», выбив француза в первом же повороте.

Увы, в 1991-ом Ferrari погрузилась в кризис и уже не могда бороться с McLaren и Williams. Ален стал резко критиковать команду, за что поплатился увольнением перед последним этапом. Пропустив сезон Ален пришёл в Williams и после завоевания четвёртого титула в 1993-ем спокойно ушёл на пенсию.

Михаэль Шумахер

Михаэль Шумахер
Михаэль Шумахер

Мало кто помнит, но будущий «Красный Барон» переходил в Ferrari в статусе действующего чемпиона мира!

Пришедший ещё в 1993-ем Жан Тодт всеми силами старался вернуть «гарцующим жеребцам» былую славу. А для этого ему нужен был пилот, способный взять на себя роль лидера команды, готовый работать день и ночь не покладая рук. Михаэль Шумахер был идеальной кандидатурой.

В 1996 году в команде ещё не было Росса Брауна и Рори Бёрна, поэтому она не могла конкурировать с Williams. Но несмотря на это Михаэлю удалось одержать целых 3 победы, больше чем за 5 предыдущих лет вместе взятых! И главное, какие это были победы: Испания — под проливным дождём, Бельгия — опередив Вильнёва, Италия — на глазах у Тиффози. После такого можно было однозначно заявлять — Шумахер не зря был призван под знамёна Ferrari.

В 1997 году из Benetton пришли Росс Браун и Рори Бёрн и Михаэль вновь вклинился в борьбу за титулы. Ну а то, что происходило в начале 2000-х — уже давно всем известно.

Дэймон Хилл

Дэймон Хилл
Дэймон Хилл

До прихода в Williams Дэймона Хилла считали лишь сыном своего отца, двукратного чемпиона мира Грэма Хилла. Но оказавшись в коллективе Железного Фрэнка англичанин смог доказать, что в Формулу-1 он попал отнюдь не благодаря своей фамилии. Были и победы, были и поражения, но Дэймон верил, что тяжёлый труд ему когда-нибудь окупится в виде чемпионского звания.

Так оно и случилось. В 1996 году у Хилла был по сути один соперник — Жак Вильнёв. Но тот ещё не до конца освоился в «Королеве автоспорта» и не мог на равных бороться с собственным напарником.

Но, как назло, перед самым триумфом, сэр Фрэнк Уильямс объявил Хиллу о том, что ему придётся уйти из команды по окончании сезона. Действующему чемпиону мира пришлось искать себе новое местечко. Дэймон мог оказаться в McLaren, но перспектива быть вторым пилотом при Мике Хаккинене его не устраивала. В итоге контракт был подписан с Arrows.

То, что это был далеко не лучший выбор стало понятно уже в Австралии — 20 место в квалификации и сход на прогревочном круге были совершенно не тем, на что рассчитывал действующий чемпион мира. И всё же у него были яркие моменты в том сезоне: очко за 6 место в Сильверстоуне; едва не выигранная гонка в Венгрии, где из-за поломки коробки передач Вильнёв опередил Хилла на последнем круге + 4 место в квалификации в Хересе.

Больше Дэймона в Arrows ничего не держало и он ушёл в Jordan, где и закончил свою карьеру по окончании сезона 1999 года.

Фернандо Алонсо

Фернандо Алонсо
Фернандо Алонсо

Двукратный чемпион мира, самый успешный испанский пилот в истории Формулы-1, которому суждено было прервать гегемонию Михаэля Шумахера.

Флавио Бриаторе прощал ему всё, даже слишком раннее подписание контракта с McLaren на сезон 2007 года. Правда после такого удара обстановка в Renault стала напряжённой, но это не помешало Фернандо второй раз подряд одолеть «Красного барона» и уйти в коллектив Рона Денниса в статусе действующего чемпиона.

Алонсо надеялся на обретение статуса «первого пилота» и в новом для себя коллективе, но у босса McLaren было иное мнение. Ведь напарником испанца в том году стал не опытный соотечественник Педро де ля Роса, кандидатуру которого поддерживало большинство, а молодой перспективный новичок, воспитанник молодёжной программы McLaren Льюис Хэмилтон.

С первых же гонок стало ясно, что лёгкой жизни испанцу не светит. Англичанин был быстр и стабилен, ни в чём не уступая Фернандо. Это не устраивало испанца и отношения между напарниками стали накаляться, особенно после того как разразился шпионский скандал, в результате которого команда была дисквалифицирована в Кубке Конструкторов и оштрафована на 100000000 долларов!

McLaren в том году была лучшей машиной, но ужасная обстановка в команде привела к тому, что в последней гонке на Интерлагосе чемпионский титул уплыл к Кими Райкконену.

Поняв, что Деннис находится на стороне Хэмилтона, Алонсо ничего не оставалось делать, как вернуться в Renault. Но ни в старом добром коллективе Флавио Бриаторе, ни в Ferrari, ни после возвращения в McLaren, Фернандо больше не завоёвывал чемпионских титулов, хотя явно этого заслуживал.

Дженсон Баттон

Дженсон Баттон
Дженсон Баттон

После бесславных сезонов 2007 и 2008 Дженсон уже и не надеялся на чемпионский титул в Формуле-1. Тем более, что Honda как раз объявила о своём уходе из чемпионата.

Но спасательный круг бросил Росс Браун, купивший заводскую команду за 1 доллар (да да, ни центом больше!). Назвал её именем себя и начал творить будущее.

Справедливости ради следует сказать, что Honda ещё до своего ухода вкладывала огромные деньги в проект 2009 года, но мировой финансовый кризис заставил японцев пересмотреть свой взгляд на мир автоспорта.

Не будем вдаваться во все технические хитрости, на которые шёл Росс Браун, но факт остаётся фактом: Brawn GP в 2009 году стала обладателем и личного зачёта (с Дженсоном Баттоном, разумеется) и Кубка Конструкторов.

Правда на следующий год выигравшему титул англичанину пришлось искать другое место работы. Росс Браун продал команду своему мотористу (Mercedes) и подписал контракты с Михаэлем Шумахером и Нико Росбергом.

Дженсон решил подписать контракт с McLaren, где вовсю хозяйничал Льюис Хэмилтон. Многие считали, что напарник разделает под орех действующего чемпиона мира, но вышло несколько иначе.

Да, Баттон по очкам проиграл Хэмилтону в личном зачёте (214 против 240), но он доказал, что в 2009 году он завоевал титул не только благодаря машине, но и своему таланту.

Дженсону не удалось стать чемпионом в составе McLaren, но заметный след в сердцах болельщиков он оставил.

-12

Понравилась статья?
Ставьте лайки, делитесь с друзьями и подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий!
Спасибо за внимание!