Найти тему

Отработка автоматизма точности удара

Оглавление

Существует множество видов спорта, в которых сочетаются понятия сила и точность, когда речь заходит об ударе.

Например, футбол, хоккей, волейбол, теннис, гольф, бильярд, пинг-понг, бейсбол и пр. и пр.

-2

Отработка сильного и точного удара в них – это неотъемлемая часть тренинга.
Существует масса специальных методик, позволяющих специально развивать автоматизм сильнейших и в то же время точнейших ударов.

При должном уровне подготовки, профессионал наносит такой удар, не примеряясь и не задумываясь.
Причём оценка ситуации осуществляется, зачастую, в считанные мгновения, а иногда, практически в слепую, почти на интуиции.
Хотя… Что такое интуиция?
Это опыт, погружённый в подсознание.

-3

Вот и ключевое понятие!

ОПЫТ

Опыт можно приобретать разными путями.
Можно медленно эмпирически двигаться к цели, просто «вымучивая» результат количеством раз.
Причём, не всегда такой путь приведёт к наилучшему результату.

А можно пойти и другим путём. Можно взять методику, селективно направленную на развитие необходимого качества.
Такой подход позволяет прогрессировать быстрее.
А качества, отработанные отдельно и слитые затем воедино, дают тот самый быстрый и оптимальный результат.

В боевых искусствах многие десятилетия специальной отработке автоматизма точности, да и точности, как таковой, уделялось не так уж много внимания.
Чаще всего специальные методы применялись при работе с оружием.

-4

А вот для боя без оружия картина часто складывалась иначе…
Сила удара, и его точность, почти всегда противоречили друг другу.
Если ставка делалась на «точечную работу», то часто страдала сила.
Так же и, наоборот, - при ставке на пробивную силу, терялась точность.

И только длительные годы практики позволяли свести воедино эти моменты, присовокупив ещё и третий необходимый компонент – скорость.

Один из лучших снарядов, на которых очень удобно комплексно отрабатывать силу и точность - это макивара.

-------------------
Современная профессиональная макивара — это высокотехнологичный снаряд с большим набором уникальных свойств и механизмами, позволяющими регулировать эти свойства.

МАКИВАРА — Это именно то, что необходимо любому практику.
Лучшие профессиональные макивары на www.makiwara.ru
У бойца должно быть оружие. Если это руки, то и они должны стать оружием.

Заказать макивары МБШ или Камертон Шилова:
+79065142414 WhatsApp или Viber
shilovbudoshin@mail.ru
-------------------

Для того, чтобы с самых первых моментов работы на макиваре начать отрабатывать не только набивку, постановку силы, приход ударной поверхности на мишень, дистанцию и пр., но и точность удара, необходимо понимать, куда и как нужно наносить удар.

Затем нужно добиться чёткого автоматизма оценки положения мишени и контроля выполнения приёма из собственного положения.

А на продвинутом этапе, нужно выработать «чувство мишени» без визуального контроля или же на основании мгновенной оценки положения мишени.

Макивара хороша тем, что отработка точности может проводиться параллельно с работой над любыми аспектами, будь то набивка или постановка пробивного удара.
Это тем более ценно, что позволяет «связывать» эти аспекты с точностью в единый синхронный автоматизм, формирующий уникальный динамический стереотип.
Это очень важно.

Потому что соединение силы и точности – это сложный процесс, если эти качества вырабатываются отдельно.

Так можно научиться метко кидать дротики для дартса. Но стоит добавить силу в бросок, и точность может быть абсолютно утрачена.

Проверьте сами, как вы быстрее попадёте камнем или снежком в мишень. Если будете кидать несильно, или пытаясь вложить всю силу в бросок? Ответ, я думаю, очевиден.

А теперь подробнее о самой методике.

1. Представление о точности удара при нанесении его в боёк макивары.

Наблюдая за работой абсолютного большинства адептов, практикующих работу на макиваре, я заметил одну характерную особенность – почти в 100 % случаев, бьющий, желая нанести удар в середину бойка, либо неправильно оценивает положение этой «середины», либо, даже при правильной оценке середины, наносит удар с незначительным смещением относительно этой середины.

Кстати сказать, это характерно для работы вообще на любых снарядах.
Но понимание и оценка этого может прийти только при работе голой рукой.
Защита на руках сильно мешает осознанию точности попадания ударной поверхностью в запланированную точку контакта с мишенью.
Поэтому, чем толще протектор, тем хуже контроль.

Именно поэтому уже с самых первых занятий на макиваре нужно уделять в равной степени внимание работе голой рукой и с использованием протекторов,
даже если в своих тренировках вы больше направлены на постановку пробивного удара, работая в перчатках.

См. материал про протекторы, используемые при работе на макиваре.

Почему же происходит неправильная оценка?

Одна из причин кроется в том, что начальное положение (стойка) занято неверно.
Бьющий становится так, как ему кажется удобным для нанесения удара, совершенно не соотнося это положение с положением «воображаемого противника», которого имитирует макивара.
О том, как правильно располагаться по отношению к макиваре при отработке различных техник, подробно рассказывается в курсе «
Макивара. Стартинг», а так же в материале «Линии эмбусен».

Вторая причина – это неправильная оценка того, как через ударную поверхность или ударную часть проходит вектор силы удара.
Совершенно очевидно, что вектор силы удара должен проходить через запланированную точку контакта строго перпендикулярно мишени.
Это очевидно, но не многими выполняется на практике.
Хотя ошибка делается вовсе не умышленно.

Дело в том, что абсолютное большинство адептов макивары, нанося, например, удар двумя костяшками кулака (указательного и среднего пальцев) субъективно оценивают «середину кулака» по костяшке среднего пальца.
Именно она и ложится в точку прицеливания, в результате чего происходит смещение ударной части в сторону от запланированного места.

Такая «мелочь» приводит не только к потере точности, но и к потери части силы удара, т.к. вектор силы удара не попадает в точку прицеливания.

Очень часто это происходит у тех, кто привык работать в перчатках и бинтах, которые очень ослабляют контроль, а в поединках по правилам позволяют эффективно «цеплять» противника любой частью перчатки.
Так удар перчаткой в подбородок почти одинаково эффективен и при попадании со стороны указательного пальца, и со стороны мизинца. Главное – зацепить. И травмы, при этом, у атакующего не будет, т.к. рука надёжно защищена.

Совсем по-другому выглядит ситуация, когда удар наносится голой рукой. Максимально эффективная ударная поверхность зачастую ограничена парой квадратных сантиметров. Точка прицеливания (например, подбородок) – не больше.
Минимальное смещение вектора силы удара в сторону, и удар теряет половину своей эффективности, если не всю.
Кроме того, попадание в мишень «не рабочей» зоной ударной части может запросто привести в травме последней.

Поэтому, на первом этапе, с самого начала контролируем правильность собственного положения по отношению к мишени и правильность постановки ударной поверхности на мишень таким образом, чтобы вектор силы удара входил точно в точку прицеливания перпендикулярно плоскости мишени.

Для контроля положения служат линии эмбусен (см. бонус «Линии эмбусен»), а для контроля постановки ударной поверхности на боёк макивары можно использовать специальную разметку бойка.

Макивара Камертон Шилова      www.makiwara.ru 
По вопросам приобретения обращайтесь:  
+79065142414 WhatsApp или Viber, а также shilovbudoshin@mail.ru
Макивара Камертон Шилова www.makiwara.ru По вопросам приобретения обращайтесь: +79065142414 WhatsApp или Viber, а также shilovbudoshin@mail.ru

Такую разметку очень удобно делать бумажным малярным скотчем:

· Большая вариабельность ширины ленты скотча

· Дешевизна

· Легко наклеивается и отклеивается

· Не остаётся следов

· Не требуются ножницы или иные инструменты

Разметка бойка довольно проста.
Основная линия, от которой идут все остальные выкладки и построения – это срединная линия, делящая макивару вдоль её длинника на 2-е симметричные части (правую и левую).
Именно в эту центральную линию и перпендикулярно ей и будет всегда «втыкаться» вектор силы удара.
Уровень (по высоте), на котором это произойдёт, будет определяться техникой (тем, какой именно удар и в какой уровень будет производиться).

Для точного контроля уровня понадобится разметка в виде линий на поверхности бойка макивары, проведённых перпендикулярно центральной линии (см. выше) на необходимых уровнях.

Полученные зоны пересечения продольной и поперечных линий – это те самые точки прицеливания и контакта.

Макивара Камертон Шилова      www.makiwara.ru
По вопросам приобретения обращайтесь:  
+79065142414 WhatsApp или Viber, а также shilovbudoshin@mail.ru
Макивара Камертон Шилова www.makiwara.ru По вопросам приобретения обращайтесь: +79065142414 WhatsApp или Viber, а также shilovbudoshin@mail.ru

Хочу отметить, что вектор силы удара в точке контакта должен быть перпендикулярным по отношению, как к продольной, так и поперечной линии, т.е., к плоскости бойка.

Отработку точности на начальном этапе нужно максимально сочетать с работой голой рукой.
Т.е., очень удобно добавлять работу над точностью к базовой тренировке, направленной на набивку и укрепление ударных поверхностей.

На этом уровне можно существенно облегчить себе работу по отработке ударов кулаком, произведя и "разметку" руки.

Если удар наносится костяшками указательного и среднего пальцев, то вектор силы удара должен быть направлен вдоль длинника предплечья по ходу лучевой кости (более мощная кость предплечья, расположенная со стороны большого пальца), соединяя точки, находящиеся: первая - между костяшками указательного и среднего пальцев, а вторая - в локтевой ямке со стороны большого пальца, в месте прикрепления плече-лучевой мышцы.
При этом, рука должна находиться в конечном положении прямого удара кулаком вперёд.

На этой воображаемой линии реально проводится (например, маркером) отрезок вдоль кисти руки от первой, описанное ранее точки, до лучезапястного сустава.
Если теперь на этом отрезке нарисовать стрелку, направленную в сторону удара, то мы и получим то самое направление вектора силы удара, которое должно быть перпендикулярно поверхности мишени, а сама стрелка, в месте соприкосновения ударной поверхности с мишенью, должна практически упираться в прицельную точку.

На следующем этапе, когда контроль положения и вход ударной поверхности в мишень уже происходят автоматически, можно начать добавлять силу.

Если к этому времени ударные поверхности стали более прочными, то работа точно так же продолжается голой рукой.
Просто сама набивка становится более глубокой. А при поверхностной набивке можно увеличить резкость и скорость удара.

Так же, можно добавить и работу на постановку удара в протекторах, которые максимально позволяют чувствовать контакт ударной поверхности с мишенью. Например, шингарды.

На продвинутом уровне добавляются специальные тесты, направленные на выработку автоматизма точности, мгновенную оценку положения мишени и себя, по отношению к мишени, «чувство мишени».

Автоматизм точности:

· Производится обычная работа, направленная на набивку или постановку удара, но некоторые удары производятся с закрытыми глазами или отведением взгляда в сторону от макивары

· На продвинутом уровне весь подход может выполняться без визуального контроля.
При этом, для оценки точности используется тактильный и слуховой контроль – лента бумажного скотча иначе «звучит» и «чувствуется», чем сам боёк макивары.

Мгновенная оценка:

· Принимается положение, отличное от конечного положения удара или специального положения для отработки конкретного приёма

· На выпаде, смещении, отходе (и любом другом движении) принимается положение для нанесения конкретного удара и производится сам удар

· В более сложном варианте взгляд перед атакой направлен в сторону от макивары и переводится на мишень только вместе с началом движения

«Чувство мишени»:

· Метод по своей форме напоминает предыдущий с той лишь разницей, что и сам удар проводится без визуального контроля точки прицеливания

· На продвинутом уровне визуального контроля нет вообще, т.е. и подготовка у дару, и сам удар наносятся либо с закрытыми глазами, либо с взглядом, направленным в сторону от макивары

Все «продвинутые» тесты не рекомендуется выполнять для уровней «Стартинг», «Бегиннер» и «Адвансед» комплексной программы Михаила Шилова «Макивара от новичка до профессионала».
Они предназначены для уровней «Мастер» и «Профешнл».

Манера работы на мешке и груше значительно отличается от работы на макиваре в некоторых аспектах постановки удара.
Специальная же работа по набивке и укреплению ударных поверхностей на мешке и вовсе отсутствует в большинстве боевых искусств.

В связи с этим, при отработке ударов на мешке, в него не наносят множество одиночных однотипных ударов в одну и ту же точку да ещё и голой рукой.
Поэтому специальная отработка точности удара представляется затруднительной.

В этом ключе, работа на макиваре для тренировки автоматизма точности является очень интересным, важным и нужным аспектом ударной подготовки.

© Михаил Шилов (malleus maximus)
Мастер Спорта России, 5 DAN Karate WFF
Тренер по ММА
Врач: ортопед-травматолог, 
хирург, мануальный терапевт

Понравился материал?

Тогда пожалуйста сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».
2. Сделайте ретвит.
3. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях.
4. И конечно же, оставьте свой комментарий

www.budoshin.ru/kulakЖелезный кулак
www.budoshin.ru/iron_shankЖелезная голень
www.steelhands.budoshin.ruСтальные руки
www.markt.budoshin.ru/wppage/makiwara-startingMAKIWARA STARTING
Nuanses for Makiwara(мини-курс, часть курса MAKIWARA STARNING)