Посмотрел фильм «Каждый сам за себя, а бог против всех» (1975) режиссера Вернера Херцога. В главных ролях Бруно С, Вальер Ладенгаст, Бригитта Мира. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале и прошла с огромным успехом. За фильм было выдано Гран При- «Золотая пальмовая ветвь». Наверно в мире кино нет более весомой награды. В 1982 году Вернер Херцог получит вторую пальмовую ветвь и вовсе станет легендой! Все пишут, что главной изюминкой фильма стало использование для съемок реально психически больного человека- Бруно С. Не меньшую роль сыграла и сама реальная история. Каспер Хаузер появился в Нюрнберге в 1883 году и был убит через пять лет после этого. Никто так и не выяснил откуда он появился, и кто его убил. Фильм производит удручающее впечатление, а его финал и вовсе озадачивает. Трудно представить более реалистичное кино. Конечно, можно спорить о том, не является ли такого рода кино эксплуатацией умственно отсталого, но тут спорить можно бесконечно.
Над фильмом работали
Вернера Херцога. Легендарный режиссер- обладатель двух Веницианских Львов и двух Золотых Пальмовых Ветвей. Человек, который во многом определил векторы развития европейского кино. Я безусловно уверен, что он самым существенным образом повлиял на того же Зайделя и довольно глубоко проникал в творчество Вима Вендерса. Подробный рассказ об этом режиссере можно найти в нашем материале о его фильме «Уроки темноты»
Бруно С. - реальный пациент психиатрической клиники. Снялся еще в пяти фильмах. Говорить о его таланте можно с определенной долей осторожности, но с поставленными режиссером задачами он вполне справлялся.
Вальер Ладенгаст, известный австрийский актер. Наиболее известные роли сыграл в фильмах Херцога, например, «Носферату призрак ночи». Снялся в сотне фильмов, но кинонаградами не отмечен. Обладет узнаваемой внешностью и часто появляется в разных сериалах.
Бригитта Мира, популярная немецкая актриса. Снимается в основном в сериалах, но ее роли в фильмах «Китайская рулетка» и «Страх съедает духу» (режиссер Фассбиндер) примечательны.
История рассказанная в фильме базируется на реальных событиях, которые зафиксированы в городской летописи. Появился неизвестный человек и пять лет жил в городе. Постепенно превращаясь сиз персонажа комического и примечательного в обычного жителя. Молва видела в нем наследника престола одного из немецких княжеств, но его настоящая судьба уже никогда и никому не будет известна. Режиссер мастерски показал все особенности быта в Германии 19 века, предметы быта воспроизведены с той же тщательностью, что и система взаимоотношений между людьми. На фоне этого мы постепенно все чаще и чаще знакомимся со снами или иллюзиями, которые возникают в сознании Каспера Хаузера.
Эти фантазии посвящены взаимоотношениям человека и Творца, причем сделано это очень продуманно и красочно. Сны или иллюзии несут в фильме, как мне кажется основную смысловую нагрузку и передают мысль режиссера. В то время, как поведение героев, события и бытовые зарисовки нужны только для демонстрации приемлемых для среднего зрителя образов.
Трудно сказать является ли этот фильм настоящим шедевром или нет. Смотреть его интересно, а над концовкой,- и вовсе можно размышлять бесконечно. Операторская работа и дрожащая камера создает ощущение реальности. Все это сделано задолго до манифестов типа «Догма», которые подобные приемы с большой помпой превращали в основное художественное средство. Ощущение реальности придает игра Бруно С. Он ведь реально не понимал где жизнь, а где игра и тот реализм, что доступен ему…
Важнейшим элементом фильма служит так же то, что в период обучения Каспер обретает систему взглядов, которая кажется чуждой миру в который его поместили. Удивительно, он обретает черты того самого «идеального человека» о котором много говорили философы. Страдание, которым сопровождалась первая часть его жизни сделал его таким или что-то еще? Вы начинаете задаваться этим вопросом и наступает конец, построенный по всем правилам настоящего мифа.