Найти в Дзене
The DairyNews - о молоке

Как датский молочный кооператив "Арла" будет развиваться в России

В ходе XI Молочной Олимпиады The DairyNews побеседовало с директором “Арла Фудс" в России Михаилом Ляско. Эксперт рассказал свое видение перспектив молочной отрасли России, планами по расширению производства в нашей стране и ответил в каком направлении идет “Арла" в мире для устойчивого развития.

DN: Михаил Всеволодович, изучая опыт зарубежных заводов, отечественных компаний и ТНК, можно говорить о том, что российские предприятия не привыкли прислушиваться к потребителю. Может ли такое быть, что пройдет 7-10 лет и новое поколение перестанет пить то, что по старинке предлагают наши заводы?
МЛ: Я противник апокалиптических сценариев. Ничего просто так не заканчивается, и в России не перестанут пить молоко. Но! Надо двигаться вперед и внедряя инновации производить современные продукты.
Обычно на вопрос, почему вы не производите инновационный продукт, предприятия начинают говорить, что “покупательская способность низкая", “нет денег на новое оборудование"... У среднего и мелкого производителя, безусловно, на серьезные перемены может не быть денег. Но инновации это не обязательно глобальные изменения: можно менять подход к производству и продукции, вводить инновации в упаковку. Зачастую причиной отсутствия движения вперед является и консервативный подход.
Есть и компании, которые находятся на середине пути развития, которые прошли производственное становление и зацикливаются исключительно на продажах. А возможностей достаточно много.

DN: На Ваш взгляд, на российском рынке какие продукты и инновации востребованы?
МЛ: Все достаточно понятно: упаковка должна быть максимально функциональна и не стандартна. Востребован сегодня все-таки продукт с добавленной стоимостью. Если сыры - то сыры с добавками, свежие творожные сыры.
Как говорили, в том числе на Молочной Олимпиаде международные эксперты, в любом выборе производимого ассортимента, важен плотный экономический фундамент.
Нишевой продукт зачастую очень маленького объема. Нужно понимать, чего компания хочет добиться и конечно понимать своего потребителя.

DN: В каком направлении развивается Arla в Европе?
МЛ: В Европе очень трудно расти. Причины достаточно просты - высокая конкуренция и не очень высокий прирост населения. Мы идем в многофункциональные продукты и напитки, уходя от традиционной кисломолочной продукции. Что касательно масла - мы верим в удобные продукты, которые можно использовать и в приготовлении пищи, и для простого употребления на бутерброде. В сегменте сыров мы всегда видим два направления развития: качество и удобство.
У нас есть прекрасный бренд деликатесных сыров Castello. Его мы хотим дополнить сырами с разными вкусами, в том числе сладкими.

DN: В Евросоюзе, как и в США, растет категория кефира. Почему, на Ваш взгляд?
МЛ: Такое явление есть. Но кефир - не традиционный продукт для США и Евросоюза. Поэтому там ему есть куда расти.
В Европе ведь обычно потреблялся йогурт. Возьмите, к примеру, историю успеха Chobani - его основатель принес греческий йогурт без добавок в США, где всегда потребляли сладкий йогурт.
В России люди хотят нового и категория кефира стагнирует. Нам нужны кисломолочные продукты на базе кефира или чуть-чуть другие. Нужен иной подход к упаковыванию, подаче, вкусам.

DN: Возвращаясь к вопросу развития. Arla в мире очень активно вкладывается в продукты на основе молочного белка… Что с этим в России?
МЛ: Все верно. Это особое направление развития Arla - сектор протеиновых продуктов. Но здесь есть известное ограничение - импортировать все невозможно в силу режима эмбарго. А для России это пока недостаточно широкая категория и непонятно, как здесь можно разместить производство, чтобы обеспечить его достаточную загрузку и перспективы. Arla экспортирует в 100 стран мира, мы внимательно изучаем рынки.
Это одна из глобальных проблем того, что называют импортозамещением и развитием экспорта.
Возьмите категорию сыров с плесенью. О чем можно говорить, если весь объем потребления этой категории в России в пределах 10 тыс. тонн? Их производят на малюсеньких сыроварнях и потребляются они в минимальных объемах. О каком экспорте может идти речь?

DN: В сырах с плесенью - кто основной игрок на российском рынке?
МЛ: Savencia, которая не столь давно приобрела Белебеевский молочный комбинат. Также большой игрок Lactalis.

DN: Куда дальше будет развиваться Arla в России?
МЛ: Мы очень довольны партнерством с “Молвестом" в Воронежской области и будем дальше развивать площадку в этом регионе. Мы планируем производить сыры с добавками, серьезно думаем о производстве “феты" в России и скорее всего в Воронеже. Мы бы хотели иметь альтернативу нынешнему производству в Египте.
Безусловно, мы думаем и о свежих творожных сырах, но это на перспективу.
Сегодня локализация имеет большой смысл, так как остаются экономико-политические факторы.

DN: О детском питании в России не думаете?
МЛ: Нет. Этот рынок в России сильно зарегулирован. Ситуация такова, что большую нишу мы завоевать не можем, а 2% нам не нужно. Пока в этой категории нам интересен Китай. 2% в Китае - это 20% в России.

Если вам понравился материал - поделитесь им в социальных сетях и полезной информации будет больше. Подписывайтесь на наш канал. Больше новостей и аналитики молочного рынка на www.dairynews.ru