Найти тему
Удивительная Грузия

Сервис в Грузии: что нужно знать о менталитете грузин?

Грузия - страна очень аутентичная, со своим характером и менталитетом. В то же время Грузия стремится быть современной, идти в ногу со временем и соответствовать мировым стандартам качества в вопросах туризма. Возникает диссонанс: с одной стороны - жесткий этикет, с другой - особенности национального восприятия. На практике это приводит к довольно забавным ситуациям.

В грузинских ресторанах сервис может быть совершенно разным, но он почти всегда совсем не такой, каким должен быть по европейским эталонам. Параллели с Европой провожу весьма формально, и все же Грузия находится пусть на начальном этапе, но все же на пути европеизации.

В одних грузинских ресторанах вас могут встретить со всем радушием, по-хозяйски, усадить за стол как своих гостей, разбавлять застолье советами и байками и угостить несколькими особенно вкусными блюдами. В других ситуация может быть другой: горделивые грузинские официанты с безукоризненной осанкой и строгим взглядом принесут меню, ответят на вопросы и, сохраняя честь и достоинство грузинского народа, чинно удалятся. Второй вариант встречается намного реже, обычно гостей встречают с искренней улыбкой, а помогают ориентироваться в меню с вниманием и от души.

Хочу рассказать случай, лучше всего демонстрирующий, как грузинский менталитет не вписывается в концепцию европейского сервиса.

Сцена происходила осенью, на очень уютной веранде недалеко от пляжа в Батуми. За соседним столиком от меня расположилась компания немцев: двое мужчин и четыре женщины солидного возраста. Из всего разнообразия меню (а кафе специализировалось на аджарской кухне) и изобилия хачапури они выбрали две пиццы и пиво. Самое интересное началось, когда они попросили счет.

Официант, молодой грузинский парень, владеющий английским на уровне «говорю со словарем» принес им общий счет. Немцы начали шушукаться, возмущенно оглядываться и попросили принести каждому его отдельный счет в соответствии с заказом. При том, что сумма заказов была абсолютно идентичной.

Ситуация совершенно нормальная, раздельный счет - это естественная практика. Но не в Грузии. Когда в Грузии приносят счет, его неприлично делить на двоих даже тогда, когда за столом сидели двое очень близких друзей. Как правило, за счет платит тот, кто первым успел его схватить. Угостить друга в Грузии в ресторане - это часть культуры этой удивительной страны.

Сказать, что молоденький грузинский официант растерялся - ничего не сказать. Разбить счет так и не смогли, немцы остались недовольными.

Но, как говорится, что русскому хорошо - немцу смерть, а потому русские туристы с пониманием относятся к еще только зарождающейся культуре гостинично-ресторанного сервиса и просто наслаждаются вкуснейшими хачапури, хинкали, сациви!