«Хозяйский подход», или сказ о том, как по-разному мы видим одну и ту же ситуацию.
Вспомнил я тут про один кейс, он не старый, года полтора назад был.
Кейс, вполне себе рядовой.
Давайте поделюсь с вами :) В общем, ситуация такая.
Вышли мы с собственником и директором по производству в цех. Обычная история, назовём её плановый осмотр или обход, как говорят доктора. И тут, как говорится, не задалось. Сначала кто- то из рабочих открыл дверь (а на улице мороз под минус 20). Открыл и, как водится, закрыть не удосужился. Потом мы пошли вдоль станков и, под ногами захрустела металлическая стружка. Дальше чуть не поскользнулись на лужице машинного масла. Катушки с кабелем, которые используют в производственном процессе, мешали нам идти по рядам.
Хорошее зрение и природная смекалка помогла нам не пораниться о куски торчащей острой проволоки.
Около готового (и дорогостоящего!) изделия валялись куски, какого то материала (или детали?).
Как это всё называется? Правильно! Называется это всё бардак!
В процессе всего этого надо было следить за выражением лиц моих коллег. Я смотрел то на владельца, то на директора по производству. У собственника было: удивление, возмущение и ярость. У директора было: недоумение, непонимание и обида (всё же в рамках «обычной» ситуации, бывает и грязнее и бардака значительно больше).
То, что они говорили, на самом деле не так важно. Язык тела, говорит гораздо больше. И говорил он мне о том, что на проблему (одну и ту же), взгляд у владельца и у наёмного управляющего разный.
Два этих, диаметральных взгляда, чуть не привели к конфликту. Собственник, человек разумный и взвешенный, обратился ко мне и сказал, буквально следующее: «Евгений, а как Вы считаете, ведь на производстве должен быть порядок?». Хороший вопрос, не правда ли :)
-Конечно, должен, сказал я :) Только вот какие критерии у порядка и как Вы их видите?
Это был уже мой вопрос владельцу. Вот что он мне ответил:
Да всё просто Евгений,
-должно быть чисто
-аккуратно
-свободные проходы
-директор должен по-хозяйски подходить к делу и видеть, что нужно исправить.
Всё банально и просто. Если не увидеть здесь ключевое слово. Это слово « по- хозяйски».
Владелец бизнеса ожидает, что его наёмный руководитель будет мыслить также как он.
То есть также как хозяин. И вот тут то и лежит корень этой проблемы и этого кейса.
Я разговаривал, потом, с операционным директором. Мы обсуждали эту тему. Он чётко и честно проговорил мне то, что я знал и ранее. Кратко, его мысль звучит так. Никогда наёмный работник, каким бы высоким статусом он не обладал, не будет вести себя также как собственник.
Мысль эту я хочу объяснить на примере метафоры.
Бизнес, это условный «дом» собственника. Он его построил. По своему проекту. Приложил усилия, деньги эмоции. Он, этот дом, его. Собственник помнит, что на этом самом месте, где стоит дом, раньше был пустырь, заросший бурьяном.
Наёмные сотрудники, в его доме, это работники. Каждый выполняет свою функцию. Одни готовят обед, другие убирают, третьи поддерживают инфраструктуру. Есть роль дворецкого (управляющего), который организует всех вышеперечисленных.
У всех этих людей есть одно отличие от владельца. Это не их собственность. В случае проблем, финансовых, иных (например: через дом решили построить федеральную трассу), они могут встать и уйти. Уйти на рынок труда и спокойно начать работать в другом месте.
С собой они уносят опыт и заработанные деньги.
А что собственник? Встать и уйти он не может. Он не может бросить свой дом (бизнес). В него вложены деньги, усилия и эмоции. В него вложено, наконец, время. Ему нужно как то решать проблему. Или продавать. Или переделывать или искать другие варианты. Как чемодан без ручки. И бросить жалко и нести неудобно.
В общем, это всё понятно. Позиции разные. Взгляды на бизнес у владельцев и наёмников тоже.
Но ведь надо как то жить и работать. Нужен, какой- то договор.
Симбиоз. Учёт взаимных интересов. И ясно, что на эмоциях эти взаимоотношения не построишь. Не работают тут эмоции, как бы это не хотелось владельцам.
А что тогда работает. Не поверите, как и везде, чёткая постановка задачи и описание критериев оценки. И чем понятней и подробней – тем лучше. Ну и работающие бизнес процессы, которые сделаны для выполнения этих понятных и подробных задач. Плюс, чёткое описание ролей и требований к ним. От садовника не стоит требовать вкусного борща, а от сантехника красиво подстриженных деревьев в саду. Каждый делает своё дело. Вот как то так. Опять, нет волшебных таблеток, опять труд, последовательный и чёткий. Да и не быстро всё это.
А напоследок, стоит усвоить одну простую вещь. Начальственный окрик, эмоция, в деле хозяйского подхода, не помощник. Если собственники чётко поймут это, конфликтов и недопонимания будет значительно меньше.
P.S.
Есть у меня ещё одна неприятная для собственников новость. Быстро системные действия не внедрить. Нужно время, настойчивость, последовательность. Хрустальный мост от «моего крыльца до царского дворца», за одну ночь не построишь. Это уже сказка. Ну а в сказке, сами знаете, не всегда бывает счастливый конец :)
«Хозяйский подход», или сказ о том, как по-разному мы видим одну и ту же ситуацию.
Вспомнил я тут про один кейс, он не старый, года полтора назад был.
Кейс, вполне себе рядовой.
Давайте поделюсь с вами :) В общем, ситуация такая.
Вышли мы с собственником и директором по производству в цех. Обычная история, назовём её плановый осмотр или обход, как говорят доктора. И тут, как говорится, не задалось. Сначала кто- то из рабочих открыл дверь (а на улице мороз под минус 20). Открыл и, как водится, закрыть не удосужился. Потом мы пошли вдоль станков и, под ногами захрустела металлическая стружка. Дальше чуть не поскользнулись на лужице машинного масла. Катушки с кабелем, которые используют в производственном процессе, мешали нам идти по рядам.
Хорошее зрение и природная смекалка помогла нам не пораниться о куски торчащей острой проволоки.
Около готового (и дорогостоящего!) изделия валялись куски, какого то материала (или детали?).
Как это всё называется? Правильно! Называется это всё бардак!
В процессе всего этого надо было следить за выражением лиц моих коллег. Я смотрел то на владельца, то на директора по производству. У собственника было: удивление, возмущение и ярость. У директора было: недоумение, непонимание и обида (всё же в рамках «обычной» ситуации, бывает и грязнее и бардака значительно больше).
То, что они говорили, на самом деле не так важно. Язык тела, говорит гораздо больше. И говорил он мне о том, что на проблему (одну и ту же), взгляд у владельца и у наёмного управляющего разный.
Два этих, диаметральных взгляда, чуть не привели к конфликту. Собственник, человек разумный и взвешенный, обратился ко мне и сказал, буквально следующее: «Евгений, а как Вы считаете, ведь на производстве должен быть порядок?». Хороший вопрос, не правда ли :)
-Конечно, должен, сказал я :) Только вот какие критерии у порядка и как Вы их видите?
Это был уже мой вопрос владельцу. Вот что он мне ответил:
Да всё просто Евгений,
-должно быть чисто
-аккуратно
-свободные проходы
-директор должен по-хозяйски подходить к делу и видеть, что нужно исправить.
Всё банально и просто. Если не увидеть здесь ключевое слово. Это слово « по- хозяйски».
Владелец бизнеса ожидает, что его наёмный руководитель будет мыслить также как он.
То есть также как хозяин. И вот тут то и лежит корень этой проблемы и этого кейса.
Я разговаривал, потом, с операционным директором. Мы обсуждали эту тему. Он чётко и честно проговорил мне то, что я знал и ранее. Кратко, его мысль звучит так. Никогда наёмный работник, каким бы высоким статусом он не обладал, не будет вести себя также как собственник.
Мысль эту я хочу объяснить на примере метафоры.
Бизнес, это условный «дом» собственника. Он его построил. По своему проекту. Приложил усилия, деньги эмоции. Он, этот дом, его. Собственник помнит, что на этом самом месте, где стоит дом, раньше был пустырь, заросший бурьяном.
Наёмные сотрудники, в его доме, это работники. Каждый выполняет свою функцию. Одни готовят обед, другие убирают, третьи поддерживают инфраструктуру. Есть роль дворецкого (управляющего), который организует всех вышеперечисленных.
У всех этих людей есть одно отличие от владельца. Это не их собственность. В случае проблем, финансовых, иных (например: через дом решили построить федеральную трассу), они могут встать и уйти. Уйти на рынок труда и спокойно начать работать в другом месте.
С собой они уносят опыт и заработанные деньги.
А что собственник? Встать и уйти он не может. Он не может бросить свой дом (бизнес). В него вложены деньги, усилия и эмоции. В него вложено, наконец, время. Ему нужно как то решать проблему. Или продавать. Или переделывать или искать другие варианты. Как чемодан без ручки. И бросить жалко и нести неудобно.
В общем, это всё понятно. Позиции разные. Взгляды на бизнес у владельцев и наёмников тоже.
Но ведь надо как то жить и работать. Нужен, какой- то договор.
Симбиоз. Учёт взаимных интересов. И ясно, что на эмоциях эти взаимоотношения не построишь. Не работают тут эмоции, как бы это не хотелось владельцам.
А что тогда работает. Не поверите, как и везде, чёткая постановка задачи и описание критериев оценки. И чем понятней и подробней – тем лучше. Ну и работающие бизнес процессы, которые сделаны для выполнения этих понятных и подробных задач. Плюс, чёткое описание ролей и требований к ним. От садовника не стоит требовать вкусного борща, а от сантехника красиво подстриженных деревьев в саду. Каждый делает своё дело. Вот как то так. Опять, нет волшебных таблеток, опять труд, последовательный и чёткий. Да и не быстро всё это.
А напоследок, стоит усвоить одну простую вещь. Начальственный окрик, эмоция, в деле хозяйского подхода, не помощник. Если собственники чётко поймут это, конфликтов и недопонимания будет значительно меньше.
P.S.
Есть у меня ещё одна неприятная для собственников новость. Быстро системные действия не внедрить. Нужно время, настойчивость, последовательность. Хрустальный мост от «моего крыльца до царского дворца», за одну ночь не построишь. Это уже сказка. Ну а в сказке, сами знаете, не всегда бывает счастливый конец :)