Найти тему

Новый Таганрогский Порт

Про Таганрогский порт рассказано много. Тезисно говорит и википедия.

Мы же поговорим о его новой истории, обсудим вынос порта за черту города. Тем более, что переносить его планировали в устье Миусского Лимана, о котором мы говорили в прошлый раз.

Проблема Таганрогского порта в том, что он находится на острие мыса, в гуще исторической застройки. Порт занимает место, которое могли бы занимать места отдыха: мы уже рассказывали, как порт душит портовый район (отняв, по сути, у города морскую площадь, вокзал и лестницу).

Удивительно, но проблема эта начала проявляется еще в позапрошлом веке, когда "временно" брошенные в 1869 году пути Курско-Харьковско-Азовской ж. д. остались навсегда. Поэтому не стоит думать, что эта проблема возникла только сейчас.

В 1992 году началась приватизация заводов, ракет и пароходов. Чубайсом был выпущен специальный указ о приватизации морских портов, который запрещал передавать в частную собственность пристани и причалы (т.к. это стратегически важные объекты).

11 Февраля 1993 года газета Коммерсант опубликовала следующую заметку:

Вчера в Таганроге был подписан учредительный договор о создании акционерного общества открытого типа "Таганрогский Петровский порт", уставный капитал которого составит более 1,5 млрд руб.
Компания создана для реализации проекта строительства нового торгового порта, потребующего инвестиций порядка $4 млрд. Вместе со старейшим действующим портом юга России, основанным Петром Первым в 1698 г., новый порт образует мощный морской узел. В число пятидесяти учредителей акционерного общества "Таганрогский Петровский порт" вошли концерн "Газпром", Таганрогский металлургический завод, Таганрогский морской порт и другие предприятия.
Учредители оплачивают равные вступительные взносы в размере 30 млн руб, из которых лишь 10 млн руб. в виде денежных вкладов. Остальная часть вступительного взноса должна быть передана в виде различных оборотных средств. В дальнейшем учредители могут увеличить свою долю в капитале компании до 150 млн руб. Впоследствии предполагается привлечение иностранных инвестиций, поскольку стоимость строительства нового порта оценивается в $4 млрд.
Проект строительства порта предполагает расширение фарватера Азовского моря, глубина которого в районе действующего порта составляет 4 метра, что делает его непригодным к использованию крупнотоннажными морскими судами.
Даже после реконструкции возможности старого порта ограничены, а передача ряда портов на юге бывшего СССР под юрисдикцию Украины привела к значительному увеличению валютных расходов российских компаний при экспорте через эти порты.
Оставшиеся у России порты Новороссийск и Туапсе оказались перегруженными, в связи с чем резко возрос товаропоток через транспортный узел Таганрога, включающий в себя также товарную станцию железной дороги и две взлетно-посадочных полосы.
Таким образом, строительство крупного морского порта и введение его в действие в 2001 году представляется весьма своевременным. Тем более, по расчетам Всероссийской академии внешней торговли, товаропоток через узел Таганрога уже к 1995 г. составит 20 млн тонн.

Идея не затихает. 20 Апреля 1994 года Коммерсант вновь пишет о Таганроге:

Транспортные проблемы попытаются решить к 2005 году
Переход части южных морских портов под юрисдикцию Украины значительно увеличил грузопотоки через транспортные узлы российских портов в Новороссийске, Туапсе и Таганроге, которые не в состоянии справиться с возросшей нагрузкой. Это и вызывало к жизни проект строительства мощного международного морского порта "Таганрог-Петровский", призванного разрешить часть транспортных проблем российских экспортеров. Вчера было объявлено о начале строительства транспортно-складского комплекса, которое станет первым этапом реализации этого проекта.
       По оценкам специалистов, объем грузооборота таганрогского транспортного узла в 1995 году может возрасти до 50 млн т. В условиях резкого увеличения грузопотоков, не в последнюю очередь связанного с появлением значительного количества независимых экспортеров, было решено начать строительство нового международного морского порта "Таганрог-Петровский" с грузооборотом 10 млн т в год. Реализацией проекта занимается акционерное общество открытого типа с аналогичным названием (о его создании Ъ рассказал 11 февраля 1993 года). На первом этапе намечено строительство транспортно-складского комплекса, который должен хотя бы отчасти решить возникшие проблемы, а весь комплекс планируется ввести в эксплуатацию в 2005 году.
       Как сообщил президент АО Виктор Ткаченко, строительство порта потребует инвестиций в размере $1,05 млрд. Однако сегодня отсутствует соответствующее решение и гарантии со стороны правительства России. Пока же поступление финансовых средств (около $900 тыс.) ожидается от внешнеэкономической деятельности, осуществляемой АО в союзе с Росвнешторгом и ростовским Промстройбанком. Уже заключены контракты на поставки леса и пиломатериалов в страны Ближнего Востока. Одобрение проекта комплексной программы развития транспорта в Таганроге аналитическим центром президента России дает основание надеяться, что строительство порта "Таганрог-Петровский", который станет крупнейшим транспортным узлом юга России, получит федеральный статус.
Транспортно-складской комплекс (ТСК) возводится на территории площадью 16 га. Имеет выгодное местоположение относительно Таганрогского порта, железной дороги и аэропорта со взлетно-посадочной полосой, способной принимать тяжелые транспортные самолеты. Проектная мощность — 500 тыс. т грузов в год. Срок окупаемости — 4 года. В составе комплекса — таможенные склады и свободная таможенная зона. Затраты на пуск первой очереди ТСК составят $10 млн.
План нового порта в устье Миусского Лимана. 1990-е.
План нового порта в устье Миусского Лимана. 1990-е.

Большую роль сыграл начальник порта (с 1986 по 1996 год) Н. Н. Вальздорф — почитать о нем можно тут. Из-за его позиции Таганрогский порт приватизировали одним из последних, 23 Января 1997 года.

Перед этим, 1 Августа 1996 года «Морской Торговый Порт» был реорганизован: из него исключили территории, которые нельзя было передать в частную собственность. Вальздорфа отправили в отставку.

Его место занял ставленник С. Шило Виктор Васильевич Морозов (потом он занимал должность директора Мурманского порта, с 2004 и до 2012 года).

Активное участие в постройке нового порта принимал Сергей Шило (руководящий городом бессменно десять лет, с 1992 года):

Не без влияния Сергея Шило уже начал осуществляться проект по строительству мощного угольного терминала в Миусском лимане. Я сам был свидетелем, как в 90-х туда на вертолете прилетал федеральный министр угольной промышленности и вместе с директором таганрогского порта и мэром Таганрога забивал первый колышек на месте строительства, возле Беглицкой косы. Но этим грандиозным планам не суждено было сбыться, потому что вокруг порта началась возня с участием сторонних бизнес-структур. Несмотря на это Сергей Иванович продолжал гнуть свою линию. Многим памятна его последняя пресс-конференция, на которой он, в частности, сообщил, что контрольный пакет акций Таганрогского порта может приобрести крупный таганрогский предприниматель. Не исключаю, что в это время Сергей Шило на полную силу «включил» свои связи в верхах, чтобы не допустить уход порта в собственность «чужих» структур.

Однако вечером 30 Октября 2002 года Сергея Ивановича убивают у подъезда собственного дома (около Никольской церкви, Гарибальди 51).

Акции порта тут же продают. Новый мэр, Федянин, оказывается гораздо более сговорчивым.

Морозова сменяет С.В Козлов, который занимает должность директора порта с 2001 по 2003 год. Информацию о Козлове найти не удалось, однако судя по всему, этот человек был ставленник СеверСтальТрансу. Известно, что Морозов с акционерами даже судился. Состояние порта в начале нулевых:

Главным акционером Таганрогского морского торгового порта является государство в лице Минимущества и РФФИ, владеющих 60% акций (75% голосующих). 10% акций принадлежит АО РОСИФ.

В 2002 году город продает 34,5% акций (большинство — СеверСтальТрансу (до этого они имели около 10%).

С этого момента на планах 90-х ставится крест.

В 2003 году более 50% акций оказываются у олигарха Александа Митрофановича Денисова (он покупает 38.9% акций у "СеверСтальТранса" за 7.5 млн.$, и постепенно добирает остальные).

Единственное фото Александра Митрофановича в сети.
Единственное фото Александра Митрофановича в сети.

Денисов сделал карьеру на Таганроге — ему принадлежит городской хлебокомбинат, хлебоприемное предприятие (элеватор), ОАО «Кристалл», грузовая автоколонна АК-1192 и небольшой пакет акций ОАО «ТАВИА». Хлебная война. В 2006 году Александр подарил Таганрогу бывшую поликлинику комбайнового завода, а еще раньше — стадион «Торпедо» (который, кстати, готовили к Чемпионату Мира). Помимо этого, Денисов был депутатом города три раза (в первом, втором и третьем созывах).

Главой порта становится человек Денисова — зам. генерального директора по производству хлебокомбината Курьянов Александр Филиппович заменяет уже не нужного ставленника от Северстальтранса. Он занимает этот пост с 2003 по 2006 год (пока Денисов владеет пакетом акций).

Денисов человек 90-х: с 2005 года он находится в международном розыске по делу о хищении партии сахара-сырца (порядка 185 метрических тонн на сумму $24 млн) у транснациональной компании Louis Dreyfus. Вероятно поэтому в 2006 году Денисов начинает распродажу своих активов: помимо подарков Таганрогу, продается телеканал и акции порта (за 30 млн. долларов).

Пакет акций Таганрогского порта покупает Владимир Лисин (самый богатый человек страны, недавно опередил Алишера Усманова). Он владеет Новолипецким металлургическим комбинатом, морским портом Сант-Петербурга и Волжским судоходством.
На сегодняшний день UCL Port (структура, управляющая портами Лисина) владеет 91,63 % уставного капитала Таганрогского порта. Начальником становится
Сергей Владимирович Нарышкин (с 2006 и до сих пор) — до этого он был заместителем директора туапсинского порта (в 2005 году), директором Морцентртек-К (2003-2005) и заместителем начальника управления коммерческого управления нашего порта (1993-2005).

Владелец порта олигарх Владимир Сергеевич Лисин.
Владелец порта олигарх Владимир Сергеевич Лисин.

Больше всерьез о строительстве нового порта речь не заходила. Разве что перед выборами рекламу устроить. Как, например, в Ноябре 2007 (в декабре были выборы в Госдуму) поднимал эту тему губернатор Ростовской области:

Губернатор Ростовской области Владимир Чуб предлагает вынести морской торговый порт Таганрога за черту города и создать на его месте полноценную зону отдыха. Как сообщили РИА Новости в пресс-службе администрации Ростовской области, это предложение было озвучено в понедельник в ходе встречи с руководством администрации города.
"Фактически порт находится в самом центре зоны отдыха и эшелоны с мазутом идут мимо пляжей, где отдыхают люди. Это вообще никуда не годится ни по каким критериям и этот вопрос нужно решать однозначно"

Где то градус популизма еще выше. Статья, освящающая то же предложение Ноября 2007:

Донские власти затеяли перенос предприятия за черту города
Губернатор Ростовской области Владимир Чуб и президент холдинга «ЭМАльянс» Евгений Туголуков договорились о сотрудничестве по переносу Таганрогского морского торгового порта за пределы города в сторону Миусского лимана. На месте действующего порта, находящегося в исторической части города, предполагается создать пассажирский. Ориентировочная сумма инвестиций в проект составляет 500 млн долл., срок его реализации — десять лет.

Вот такая вот история.

Все что получил Таганрог — влитые в никуда деньги, затраченные на строительные работы заброшенного ныне нового порта. На карте можно посмотреть тут. На кадастровой карте — тут.

Миусский лиман. Место строительства Нового порта.  Видна буха, подготовленная площадка пирсов, в воде можно разглядеть рельеф судоходного канала.  Справа, на территории поселения Беглица, отмечены остатки Петровской крепости.
Миусский лиман. Место строительства Нового порта. Видна буха, подготовленная площадка пирсов, в воде можно разглядеть рельеф судоходного канала. Справа, на территории поселения Беглица, отмечены остатки Петровской крепости.

Прямо говорит о необходимости выноса порта генеральный план развития города (что, в свою очередь, показывает насколько инертный и не соответствующий действительности план города):

Все предлагаемые преобразования в Центральной части возможны с выносом в перспективе грузовой части порта, сохраняя его в качестве крупного пассажирского порта, как основных ворот города, в будущем важного курортно-рекреационного центра побережья.
В части грузового комплекса порта следует сохранить контейнерные перевозки, необходимые для нужд город и внешних потребностей.

Проблема всплывает периодически и сейчас, например, в 2018 году:

главный архитектор Ростовской области Алексей Полянский заявил, что Таганрогский порт, в том виде, в котором он сейчас существует, «противоречит смыслу развития города».
«Поэтому мы больше видим этот порт в, так скажем, пассажирском виде. И что-то с ним нужно делать

Но РосМорРечЧерФлот о планах переноса порта ничего уже и не знает:

Об отсутствии планов по переносу Таганрогского морского порта куда бы то ни было заявил советник заместителя министра транспорта РФ, пресс-секретарь Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Алексей Кравченко 1 марта, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
«По ситуации с планами крупного обновления мощностей (и тем более переноса куда-либо) Таганрогского морского порта можно сказать, что пока таких проектов в Агентстве не было», — сказал Кравченко.

Как и кругом в Таганроге, мы видим слабость городских властей при попустительстве властей федеральных.

При должном желании можно перенести и порт, и отладить многие другие системы — без ущерба и частным компаниям, и городу, и государству.

Но этим нужно заниматься, не день и не два, а годы. Системно и планомерно.

Ничего этого не происходит. Местная власть неэффективная, раздутая и инертная машина (более 500 человек!).

Федеральную власть проблемы города не волнуют.

Не думаю, что сильно волнуют проблемы города и капиталистов-собственников порта и иных структур.

А жители уже и не верят, что что-то можно изменить.