Переход в собственника бизнеса почти завершен, осталось только зарегистрировать своей детище. И встает вопрос – как не затеряться среди «Пупкин и К», «ПупкинSS», «Медовый рай Пупкина» и «НовосибМедПупТоргом»?
Как показывает опыт, чаще всего собственники бизнеса сильно не заморачиваются, им хватает простой аргументации, трендом которой можно выделить:
1. «Когнитивный диссонанс филолога».
Примеров ляпов перевода на нашу почву много (например, сеть парикмахерских в Америке, название которой - «Curl up & Dye», то есть, дословно, «Завиться и умереть»), но хотелось бы привести пример из жизни, наш, российский.
Клиент хотел открыть сеть кофеен с концепцией совмещения французского налета и его преемственности на отечественный менталитет. Естественно, услуга нейминга не рассматривалась в силу легкости авторской словообразовательной мысли.
Внимание: она соединила притяжательное французское местоимение «mon» и радостно-утвердительное восклицание частицы «да». К счастью, поделилась своей находкой она до похода в типографию. Иначе суши-ресторан «Пара палок» просто нервно курил бы в стороне :-);
2. «Дворянская кровь» или «Зов предков».
Мы нисколько не задеваем честь той же шоколадной империи «А.Коркунов» или сети «ШашлыкоFF», но весьма специфично этот масштаб и заявка на победу соотносятся с розничной продажей магнитиков на холодильник;
3. «Ностальгия по СССР».
Название компании монолитно и незыблемо возвышается на просторах сложных составных номинаций. Лично у автора навсегда и в глубине души засело название «ЗапСибАгроПромСпецПроект»;
4. «Чем торгуем, тем и будем».
Этот подход наиболее популярен – в том же справочнике Вы всегда найдете «Носки», «1000 и 1 носок» и «Носочки для всей семьи. Академия домашнего уюта»;
5. «Ничто чужое нам не чуждо» - просто берем западные раскрученные ТМ или названия компаний и адаптируем насколько позволяет наша скромность.
6. «Креатив» или «нас не победить ни в чем!».
Лично из нашего опыта я могу привести магазин подарков (сертификаты) «О ДААА!», «ПОХ» (продовольственное оптовое хозяйство) и «Длиннометр» (магазин интим-товаров);
7. «Не нравится не может».
Это довольно большая группа без четких входящих условий. Это может быть и «Я точно знаю, что это слово вызовет желание закупить у меня оптом», и «В этот месяц мы поженились».
Название компании – это одна из ключевых основополагающих! Приведем простой пример – если бы Ваши родители не заморачивались и назвали Вас Даздрапермой (им нравилось ходить 1 мая на демонстрацию) или Васисуалием (в честь любимой книжки «Золотой теленок»), насколько бы горячо Вы это оценили и поддержали? Так же и с бизнесом, тем более, Вашим!
Сформируем краткие основные правила:
1. Название может быть:
- составное (сконструированное)
- существующее (если Вам не грозит регистрация ТМ)
- легенда (придуманное, с тесной привязкой какой-то интересной истории)
- классические (и не только по задействованию литературных персонажей, например, ресторан «У Грибоедова»)
- сжатые (аббревиация)
2. Если вариант выбран удачно, то:
- закрепляется в памяти потребителя (имеется ввиду не вспомнить через час, но через неделю, месяц и более)
- выгодно отличается от названий конкурентов и не имеет сними слияния ни по написанию, ни по произношению
- вызывает устойчивые эмоциональные ассоциации, заранее сформированные при старте работ над неймингом (это может быть и соотнесение с качеством, и с ключевым признаком УТП)
- не имеет подоплеки некорректного перевода или интерпретации
- легко запоминается и пишется
Лайфхак: даже если Вы уверены в своих силах и талантах, обязательно протестируйте результаты труда на фокус-группе. Важно: исключительно на тех, кто является Вашим прямым потенциальным клиентом, а не родственником или другом!