В одной из своих статей я обещал рассказывать о современном арт-хаусе, если мне понравится что-то из фестивальных фильмов. Сегодня речь пойдет о картине Густава Дойча «Ширли: Образы реальности».
За что я люблю хорошее «кино не для всех»? За его стремление не играть на внешний эффект, а «заглянуть внутрь». И если это кино о женщине, талантливый автор создает картину гораздо более откровенную и интимную, чем весь Голливуд с его типовыми постельными сценами. Очень трогательные женские портреты в «Сломанных цветах» Джармуша – для меня интереснее картонных красавиц из высокобюджетных фильмов.
Австрийский режиссер Густав Дойч взял за основу фильма тринадцать картин классика американской живописи Эдварда Хоппера. Сюжета здесь, можно сказать, нет. Это просто «портрет» средней американки, которая жила в середине XX века. Набор связанных только общим художественным решением сцен.
Это обычный день красивой, но немного холодной (и тем завораживающей), самостоятельной и свободной женщины в декорациях намеренно остранённого, схематично-рукотворного города где-то в США.
Визуальный ряд в картине играет особую роль. Ведь главной задачей создателей фильма было перенесение на экран неповторимой художественной манеры и эстетики Хоппера. Цветовое решение и световое пятно, композиция и визуальный ритм, воздушная перспектива и ахроматические контрасты. Это зрелище для настоящих гурманов.
Хоппер – певец урбанистического пейзажа, идеолог нуара. И сцены из повседневной жизни на его полотнах в своей обыденности и повторяемости становятся несколько абсурдными и «вечными», не имеющим исхода.
Почему-то именно в этих, словно игрушечных, пейзажах и кукольных интерьерах очень интересно наблюдать за главной героиней, такой же кукольной Ширли. Создается чувство, что мы подглядываем сразу за жизнью миллиона женщин, а подглядывать – всегда волнительно.
Текст: Дмитрий Зуев