Одни говорят, что за несколько месяцев работы официантом в хорошем ресторане можно заработать на машину или, как минимум, на айфон. Другие уходят, не продержавшись и пары месяцев – платят мало, работа тяжелая, а чаевых, мол, кот наплакал. AllCafe разбирается, как обстоят дела с чаевыми на самом деле – и не в Москве, где, как известно, доходы выше у всех, а в одном из провинциальных городов.
О том, кто больше дает на чай:
Чаевые оставляют в первую очередь молодые люди, студенты. Молодые неопытные девочки думают, что заходит такой, знаешь, в цепях, волосатая грудь, и сразу – о, деньги, деньги! Бегают вокруг него, прыгают, а он уходит и даже рубли со сдачи забирает. А заходит обычная студенческая пара, просто выпить кофе, раз – и сто рублей на чай оставили.
Статус, деньги, наличие дорогой машины и часов далеко не значит, что он тебе на чай оставит хоть что-то – потому что чем богаче человек, тем он жадней. Я обслуживал банкеты, на которых сидели люди по-настоящему богатые – и не оставляли на чай ни копейки. Вот просто – ни копейки. Даже мелочь забирали.
В России к профессии официанта относятся как к обслуге. Как к уборщице, посудомойщице… какому-то ничтожеству.
За границей официантами могут работать уже зрелые люди – в сорок лет, пятьдесят, в кафешках, семейных ресторанах. И это нормальным считается. У нас отношение к официантам такое же, как лет двадцать назад.
Вообще работа официантом тяжелая, очень тяжелая. В первую очередь морально. Но зато втягиваешься. Это как вредная привычка. Потому что деньги, азарт. На обычной работе ты сидишь и все, ты знаешь, сколько ты получишь за месяц. У тебя есть фиксированная зарплата, и больше ты не заработаешь. А тут – «рулетка»: сейчас зайдет кто-нибудь и оставит чаевые…
О бизнесменах и попах:
У меня бывало и по семь тысяч за раз. С одного столика. Два человека просто водку приехали выпить. Ну, крутые какие-то бизнесмены. Был еще один мужичок – приезжал раз в неделю с водителем, не знаю, чем занимается, он садился на бар, брал стакан Джек Дэниелса, колу в стекле и просто сидел-разговаривал, потом оставлял на чай рублей пятьсот и уезжал. А сидел минут от силы двадцать.
Был еще батюшка – прямо в рясе, все дела, он заходил, брал капучино, воду – но дорогую, или Perrier или Vittel, сидел полчаса, у него выходило по счету рублей четыреста, он давал тысячу и сдачу не брал.
Семь тысяч еще немного, я и побольше знаю. Пацаны два месяца поработают – машину покупают. У них по две квартиры. Зависит от места, конечно.