Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
А что если усложнить "лирическую комедию" ретроспекциями? Наполнить пространство кадра многозначительными символами? Совместить несколько жанров? Подобрать модное изобразительное решение? Что получится в итоге?
К примеру, фильм Константина Ершова "Женщины шутят всерьез".
В центре сюжета картины - судьба бывшего футболиста, а ныне историка Бориса (Леонид Филатов). В его воспоминаниях возникают три женщины, по иронии судьбы носящие одно и то же имя - Женя.
Поставлена эта незамысловатая история с претензией на философичность. Временные перебросы. Смена черно-белых, вирированных и цветных кадров. Внутренний и "внешний" монолог. "Поэтические" рапиды...
Но хрупкая фабула трещит под непомерно тяжкой ношей. Диалоги героев на редкость примитивны и необязательны. Ретро-эпизоды поставлены небрежно, с нарушением примет времени конца 1940-х и 1950-х.
Крайне неудачен, на мой взгляд, выбор актрис на главные женские роли.
Непереносимо манерен, порой просто безвкусен изобразительный ряд (оператор Николай Кульчитский).
Однако решающий просчет картины - неопределенность жанра. Эксцентрические эпизоды плохо монтируются со сценами под Бергмана и Тарковского (воображаемая встреча Бориса с учителем истории), с бытовым психологизмом или "поэтическим кино" колышущихся трав и льющихся водяных струй.
Уже к середине фильма ясна его основная мысль: для главного героя существовала только одна любовь, которую он искал всю жизнь. Однако это вновь и вновь разжевывается с экрана.
Банальность, даже возведенная в "философствующий" квадрат, не превратится в откровение.
В прежней работе режиссера "Человек, которому везло" тоже говорилось о счастье, призвании и любви. Картина была поставлена скромно, отчего только выиграла.
"Женщины...", претендуя на авторскую исповедальность и современный киноязык, обернулись дешевой эклектикой...
Александр Федоров, 1982