Продолжение мистического детектива "Дыхание смерти"
Начало истории о бирюзе читайте по ссылке
Часть 3
-Вы слышали об Амире Тимуре, госпожа Амаль? - Умар посмотрел прямо в глаза баронессе.
- Нет, Умар, увы нет... Наверно, это какой-нибудь правитель?
-Вы правы. Амир Тимур был могущественным воином, завоевателем. Он основал империю, которая вмещала практически всю Центральную Азию и Персию. Ему мешала Золотая Орда и старые караванные пути из Китая в Европу через Крым, Нижнее Поволжье и Хорезм. Амир Тимур захватил Астрахань и Сарай Берке. Разграбление и полное уничтожение этих городов полностью остановили торговлю в этих землях. Золотая Орда оказалась изолированной и зачахла, а после последнего похода золотоордынских ханов на Москву, закончившегося провалом, она пришла в полное запустение.
С уничтожением Сарая Берке и сокрушением силы Золотой Орды северная торговая дорога, связывавшая Ближний и Дальний Восток, была ликвидирована и вся караванная торговля переориентирована на юг. Караваны из Китая на Ближний Восток вновь взяли курс через Отрар, Ташкент, Самарканд, Балх, Герат. Теперь весь поток грузов хлынул по дорогам, проходящим через Мавераннахр.
- Вот как? Он был еще замечательным стратегом, все рассчитал, - восхищенно заметила Амалия. - Наверно, тяжело вести торговлю в пустыне, ведь это так опасно.
- Да, Амаль, но силе человека многое подвластно. На дорогах был установлен полный порядок, и купцы могли без опасений путешествовать по ней. Отсюда шел поток тканей, стекла, металлических изделий. Из Индии шла дорога через Гиндукуш, Балх. По ней привозили мускатный орех, гвоздику, имбирь и корицу.
Из кипчакских земель через Сырдарью везли меха, кожаные изделия, холст. По караванному пути с востока, с реки Хуанхэ доставляли из Китая самые дорогие из товаров - шелка, драгоценные камни, включая агат и жемчуг, лекарства и прекраснейшие фарфоровые изделия. Таможенные пошлины и налоги взимались во всех караванных городах и узлах дорог.
В случае, если товары были разграблены на территории его империи, вся провинция, где был ограблен купец, должна была компенсировать ему потери в двойном размере, а самому Тимуру уплатить в пятикратном размере от потерянной суммы.
- Я правильно поняла, Умар, что Самарканд играл особую роль в этой торговле?
- Верно, госпожа Амаль, все так и было. Все караванные торговые пути сходились в Самарканде, столице империи. Город стал перекрестком Азии, центром целого континента. По замыслу Тимура, Самарканд должен был достойно представлять его могущественную империю и стать самым восхитительным городом мира.
По приказу Тимура из завоеванных стран переселяли тысячи ремесленников и строителей, чтоб сделать столицу самым красивым городом мира. Именно во времена Тимура было возведено множество великолепных дворцов, мечетей, мавзолеев.
Другой знаменитый правитель Самарканда - внук Тимура Улугбек был выдающимся ученым своей эпохи. Он сделал Самарканд одним из мировых центров науки средневековья. Улугбек в 1429 году построил с окрестностях города величайшую обсерваторию того времени. В ней находился гигантский мраморный секстант, который служил для определения координат Солнца, Луны и планет. Улугбек был жестоко убит в результате заговора, во главе которого стоял его сын.
Династия тимуридов правила в Самарканде до начала XVI века, затем их земли были завоеваны кочевыми узбекскими племенами. До нынешних дней на территории Самарканда сохранились древние памятники, считающиеся шедеврами мировой архитектуры.
Знаменит также центр Самарканда - площадь Регистан, которую с трех сторон замыкают величественные здания: медресе Улугбека, медресе Шердор, медресе Тилля-Кари. Медресе - высшее духовное учебное заведение. Вы ведь все это успели рассмотреть, Амаль?
Баронесса кивнула.
- Да, мне все понравилось. Очень необычно, только толпы людей меня пугают и узкие улочки. Обычай женщин закрывать лицо и ходить в сопровождении мужчин тоже кажется пережитком прошлого. Но, я прервала Ваш изумительный рассказ. Продолжайте, прошу Вас.
- По величине и роскоши он должен был превосходить все то, что могло придумать человеческое воображение и донести до потомков силу и могущество империи Амира Тимура.
- Вероятно, такие грандиозные замыслы стоили немалых средств? - заметила Амалия.
Она легко вскочила на коня и была готова продолжать путь к озеру Искандеркуль, цели их небольшого путешествия. Умар Шариф немного помедлил, любуясь картиной озера в раме гор, и сел на лошадь. Они медленно поехали к дороге, которая спускалась к озеру. Разговор продолжался.
- Однако дальнейших завоеваний Амир Тимур осуществить не смог. Он планировал захватить еще восточный отрезок Великого Шелкового пути — Китай и Индокитай. Впрочем, через некоторое время после его смерти торговля опять возобновилась, стали процветать ремесла, наладились выгодные отношения с Московией.
- Вот как? Так делеко?
- В XVI в. бухарские и хивинские посольства вместе с торговыми караванами направились в Москву, Индию, Иран, Кашгар, в Сибирь, казахские степи. Ответные посольства прибывали и в Бухару. После присоединения Казанского, а затем Астраханского ханств к Московскому государству, здесь появились в 1557 г. купцы из Хорезма, а в Бухаре – купцы из Московии.
В 1558 г. в Бухару прибыл англичанин Дженкинсон как официальный посол Ивана Грозного. В 1559 г. с ним приехали в Москву посольства из Бухары, Балха и Ургенча для заключения торгового договора. В дальнейшем Абдулла-хан направлял несколько раз послов к Ивану Грозному. Из Московского государства доставлялись «рыбий зуб», пушистые меха, добротные выделанные кожи, вкуснейший мед и воск, деревянная посуда, металлические изделия, соколы и кречеты, которые были нужны для охоты.
Из Западной Европы через Московию возили сукно, бархат, зеркала, оружие. Оружие, Амаль, везли тайком - оно было запрещено к вывозу. По особым царским разрешениям в Бухару ввозились серебро и монета.
Отсюда в Московскую Русь шли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, мерлушка, шелк-сырец, дивные ковры, разные пряности, сушеные фрукты. Здесь также торговали рабами, в основном иранцами, захваченными узбеками при набегах на Хорасан, и русскими, которых покупали у кочевников Дашти-Кипчака.
- Умар, из тебя вышел бы прекрасный историк. Ты много знаешь и очень увлекательно рассказываешь, - проговорила Амалия, улыбаясь. - Я готова слушать тебя бесконечно. У вас на Востоке говорят, что в беседе сокращается путь.
- Благодарю Вас, за лестный отзыв, госпожа Амаль, я много читаю, но медицина и философия интересуют меня гораздо больше. Я прочитал почти все труды Авиценны, а их известно более ста...
- Ну, когда-нибудь мы и об этом поговорим. Я слышала, что где-то здесь у озера должен быть водопад. Могу я взглянуть на него?
- Госпожа Амаль, это невозможно. Водопад срывается в узкую расселину, к нему очень опасно подходить. Даже если Вам угодно рисковать своей жизнью, я не готов к безумству, тем более, Вы моя гостья.
Амалия не стала настаивать. Она очень хотела побывать у озера. Неделя, проведенная в Самарканде, утомила ее. От пестроты ярких одежд, шумного многоголосья восточного базара и чужеродных фраз кружилась голова. К счастью, знакомый купец попросил Умара Шарифа оказать гостеприимство. Один из домов Умара находился у подножия Фанских гор в живописной местности и поражал богатством и изяществом.
Слуг и служанок хватало и для охраны, и для выполнения всех прихотей хозяина. Баронесса решила пойти на хитрость и переоделась мужчиной. Но Умар уже на второй день раскрыл ее и посмеялся. Он оказался заботливым хозяином, хотя неожиданная гостья и отвлекала его от привычных занятий. Сейчас за ними с шатрами и едой ехали слуги: у Искандеркуля было решено провести пару дней.
Наконец, путешественники достигли берегов озера, которое имело форму треугольника. Его воды поражали прозрачностью и первозданной чистотой. Цвет их напоминал о бирюзе в лучах солнца и удачно контрастировал с красно-коричневыми скалами. Со всех сторон озеро окружали громады горных цепей, образуя в отдельных местах неприступные обрывы. В небольших рощах по берегам росли тополя, березы, осины и различные виды древовидных можжевельников — арчи, которые показались Амалии особенно поэтичными и красивыми... Она без устали любовалась синим безоблачным небом с парящими орлами, кристальной водой и своим спутником, который нравился ей все больше и больше. Через час слуги прибыли, установили шатры, приготовили еду. Умар и Амалия лежали на пушистом ковре с затейливым узором, лакомились восточными блюдами и опять, почти не отрываясь, смотрели на озеро.
- У такого красивого места наверняка есть много легенд, - заметила Амалия, надеясь на продолжение разговора.
- Да, госпожа Амаль. Согласно одной из них, через Фанские горы проходил когда-то со своим войском сам Александр Македонский, и во время стоянки полководца на берегах озера в нем утонул любимый конь Александра — Буцефал. Кстати, и само озеро обязано своим названием великому завоевателю древности — имя Александр здесь произносят, как Искандер. Другая легенда рассказывает о том, что в давние времена тот же Александр захватил богатые земли Согдианы — государства, расположенного тогда в этих краях. Но вольнолюбивые горцы не смирились и внезапными нападениями все время тревожили греческое войско. Тогда разгневанный Александр приказал запрудить реку, на которой стоял главный город согдийцев, и образовавшееся озеро навсегда погребло в своих глубинах крепость и ее отважных защитников. Во вторую легенду лично я не верю. Такого просто быть не может.
- Почему же? - спросила баронесса. - Вспыльчивый Александр вполне мог так поступить.
- На самом деле озеро Искандеркуль образовалось в древней ледниковой долине, перекрытой отложениями ледника и горным обвалом. Никаких городов под ним нет.
- Скажи, Умар, а ты был в Европе?
- Да, был семь лет назад.
- Расскажи самое удивительное, что ты видел.
(продолжение следует)
Спасибо, что дочитали до конца! Если можно, поставьте лайк - Вам нетрудно, а мне приятно! )))) А Вы любите путешествия? Были на Искандеркуле? Пишите в комментариях!
Читайте также мой рассказ