Об этом человеке слагали легенды. Его десятитомные мемуары считают одним из важнейших источников по истории Франции, хотя признается, что герцог в них основательно приврал (но разве он один?). Он стал персонажем многих романов и фильмов. Что удивительно, но один из самых симпатичных образом будущего герцога создал не французский, а английский писатель Стенли Джон Уаймен в романе "Французский дворянин".
Максимиллиан де Бетюн, барон де Рони родился 13 декабря 1560 года. В тот же день, в который за семь лет до него родился Генрих Наваррский, будущий король Франции Генрих Четвертый. Отец Рони был католиком, но мать тайно воспитала его как гугенота.
На картине внизу изображен замок Рони, но это не тот замок, в котором родился будущий герцог. Тот был снесен самим герцогом, после чего он возвел для себя новый уютный дом — тот, что на картине. А прежняя обитель Бетюнов? Скорее всего, это был настоящий замок старых времен, который было не так-то легко взять штурмом. Во всяком случае, некоторые пассажи из мемуаров Сюлли наводят именно на такие мысли.
В 1572 году двенадцатилетний Максимиллиан отправился учиться в Париж, и надо же было так случиться, что вскоре началась Варфоломеевская ночь. Слуга юного Рони, тоже, кстати, протестант, отправился выяснить, что происходит, и был убит. Тогда двенадцатилетний подросток решил пойти к одному из знакомых отца. Он взял с собой католический молитвенник и вышел на улицу. Двенадцатилетний мальчик шел среди парижской резни, но никому и в голову не пришло, что подросток с католическим молитвенником может быть гугенотом.
Максимиллиан благополучно добрался до нужно человека, который поспешил спрятать его, а потом за ним приехал отец. Еще через некоторое время он был устроен пажом к королю Наваррскому. Рони усиленно изображал католика, но когда король Наваррский бежал из Лувра в свое королевство, последовал за ним, после чего, как и король, вернулся в кальвинистскую веру.
В историю герцог де Сюлли вошел как серьезный политик и несгибаемый протестант, но в 20 лет он готов был на безумства, как и любой другой молодой дворянин. Он бегал за женщинами, он встревал в ссоры, короче — вел очень бурную и занимательную жизнь. Когда стало известно, что он был секундантом на дуэли, король Наваррский упрекнул его за это и нарвался на дерзость. Максимиллиан де Бетюн, которому море было по колено, заявил, что король Наварры не смеет указывать ему, что делать, так как он — Бетюн — не является его подданным!
Ну и что было делать с юным безумцем?
Король прибег к единственному средству, которое было в его распоряжении — он просто перестал разговаривать с Рони и перестал его замечать.
Через некоторое время Рони обнаружил, что игнорирование со стороны короля его... расстраивает. Наконец, осознав, что был несколько неправ, Рони бросился за помощью к младшей сестре Генриха. Она и постаралась помирить молодого дворянина с королем.
Думаете, после этого Рони взялся за ум? Как бы не так! Со всем азартом молодости он поспешил ввязаться в новую авантюру. Как раз в это время герцог Анжуйский собирал поход во Фландрию, сзывая под свои знамена всех, кто жаждал славы и почестей. Герцог мечтал о короне, Рони тоже — хотя и более скромной. Он прослышал, что его дальняя престарелая родственница титулярная графиня Гандская (Гента) выбирает, кому из родственников оставить наследство, и решил, что она обязательно выберет его.
Правда, король Наваррский отговаривал его от участия в авантюре, обращал внимание на то, что поход плохо подготовлен, да и у графини Гандской есть более близкие родственники, чем Рони. Все было напрасно. Рони отправился во Фландрию.
И, естественно, Генрих Наваррский оказался прав. Франсуа Анжуйский получил корону Брабанта, но местные жители вовсе не жаждали раскрывать ему объятия.
Родственница Рони приняла его ласково, но вот наследство предпочла оставить более близкому родственнику — Роберу де Мелюну, князю д'Эпинуа, сыну маркиза Рошебурга.
В довершение несчастья, после захвата герцогом Дюнкерка и парочки других городов Фландрии и Артуа, жители Мехелена (Малин) открыли шлюзы, так что в результате наводнения погибло 5 тыс. французов, а оставшимся пришлось удирать от принца Пармского. Эту историю довольно красочно описал Дюма в романе "Сорок пять". Правда, забыл рассказать о Рони.
Максимиллиан убежать смог, но много позже не удержался от хвастовства, описывая, как его принимали в городе Бетюне, откуда происходили его предки. Если верить старому герцогу, в тот день в Бетюне устроили праздник, ведь их осчастливил визитом потомок их сеньоров.
Не слишком верю в эту историю, но... чего не бывает!
Во второй половине 1580-х годов Рони активно участвовал в гражданской войне. В своих мемуарах он оставил немало описаний нравов дворян и простолюдинов той поры, был не прочь похвастать своими победами, пожаловаться на врагов и недоброжелателей, да и свести кое с кем счеты, пусть и по прошествии десятилетий.
Именно он, а не Генрих Четвертый произнес историческую фразу "Париж стоит мессы", точнее, он усиленно уговаривал Генриха вновь обратиться в католицизм, но вряд ли сформулировал это так лаконично.
Пусть и не сразу, но Генрих последовал совету. Вскоре после вступления короля в Париж он сделал Рони герцогом де Сюлли, даровав не только титул, но и замок, а еще через пару лет поставил герцога во главе правительства.
У Сюлли были большие планы — прежде всего, восстановление сельского хозяйства, точнее, не только восстановление, но и увеличение его производительности. Тут он сделал немало. Добился прощения землевладельцам налоговых недоимок, снижения для крестьян податей, способствовал улучшению культуры земледелия и введения новых сортов зерновых.
И при этом Сюлли пренебрежительно относился к промышленности, полагая, что она приучает французов к изнеженности. Генрих Четвертый в этом плане был гораздо дальновиднее и пренебрежение своего министра не разделял.
А еще Максимилиан де Бетюн, барон де Рони и герцог де Сюлли обладал не слишком приятных характером. Он был скуп и ужасно не любил выплачивать жалованье работникам. Он был въедлив и недоверчив. Генрих Четвертый, сравнивая характеры своих людей, приводил такой пример. На уверение короля, что в Лувре надо заменить балку, кто-то из интендантов мог, не поднимая головы, просто кивнуть и согласиться на ремонт, другой все же поднял бы голову, но все равно согласился бы с королем, а вот герцог де Сюлли внимательно осмотрел бы балку, а потом сказал "Да что вы, ваше величество, эта балка всех нас переживет!" и денег бы не дал.
Кстати, оцените ситуацию, когда вопрос с заменой балки должен решать лично король.
После гибели Генриха Четвертого влияния Сюлли резко пошло на убыль, так что он вынужден был подать в отставку и удалиться в свои владения. Впрочем, и оттуда он периодически посылал рекомендации Людовику XIII, а в 74 года был сделан маршалом Франции.
А еще у него были мемуары. Там он от души свел счеты со многими противниками, благо ответить они уже не могли. Не он первый, не он последний.
Конечно, издать мемуары во Франции было немыслимо, так что в XVII веке они были изданы в Голландии, а в XVIII — в Англии. И в том же XVIII веке мемуары были переведены на русский язык.
Этот перевод ужасен, но он есть, вот только изучать его лучше, положив рядом французский текст, иначе неизбежны самые странные ошибки. Что поделать, но переводчик был не всегда внимателен, а временами явно не знал французских реалий, поэтому упомянутый в мемуарах Шико превратился в саксонца (переводчик перепутал буквы), а временами из одного человека переводчик делал двух или даже трех, не разобравшись в веренице имен и титулов, или же из двоих создавал одного — по той же причине.
И все же — правдивые или нет, но мемуары послужили основой не одному научном труду, а еще больше вдохновили авторов романов. А герцог де Сюлли со всеми своими достоинствами и недостатками стал одним из тех, кем гордится Франция.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки