Найти в Дзене
Грибанов Роман

Приключения челябинских «электроников»

Созданная без единого живого инструмента электронная инструментальная музыка до конца 80-х годов была уделом исключительно столичных и в виде исключения прибалтийских сочинителей. Рижанину Янису Лусенсу из «Зодиака» придумывать и исполнять свои творения было можно. Москвичу и автору легендарных саундтреков к «Солярису» и «Сталкеру» Эдуарду Артемьеву – пожалуйста. Им просто было на чем сочинять и играть! А вот гипотетическому челябинскому последователю Клауса Шульца, Tangerine Dream или Дидье Маруани, увы… На Южном Урале отродясь не было аппаратуры, на которой работали столичные композиторы-электронщики. Хочешь играть музыку – бери в руки гитару, садись за фортепиано, дуй в трубу, да хоть на балалайке по трем струнам чеши, а вот терменвоксы и секвенсоры здесь не водились. ЧЕЛЯБИНСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Электронная южноуральская революция случилась только в конце 80-х, когда у участника арт-роковой группы «Паноптикум» Дмитрия Локтионова появилось наконец программное устройство для зап
Пионер челябинской электронной музыки Dimedrol
Пионер челябинской электронной музыки Dimedrol

Созданная без единого живого инструмента электронная инструментальная музыка до конца 80-х годов была уделом исключительно столичных и в виде исключения прибалтийских сочинителей. Рижанину Янису Лусенсу из «Зодиака» придумывать и исполнять свои творения было можно. Москвичу и автору легендарных саундтреков к «Солярису» и «Сталкеру» Эдуарду Артемьеву – пожалуйста. Им просто было на чем сочинять и играть! А вот гипотетическому челябинскому последователю Клауса Шульца, Tangerine Dream или Дидье Маруани, увы… На Южном Урале отродясь не было аппаратуры, на которой работали столичные композиторы-электронщики. Хочешь играть музыку – бери в руки гитару, садись за фортепиано, дуй в трубу, да хоть на балалайке по трем струнам чеши, а вот терменвоксы и секвенсоры здесь не водились.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Последний романтик Челябинска Дмитрий Локтионов
Последний романтик Челябинска Дмитрий Локтионов

Электронная южноуральская революция случилась только в конце 80-х, когда у участника арт-роковой группы «Паноптикум» Дмитрия Локтионова появилось наконец программное устройство для записи в реальном времени и воспроизведения музыки - секвенсор.

- Я в тот момент активно слушал Брайана Ино, Жан-Мишель Жарра, Depeche Mode и очень хотел сочинять, исполнять, и записывать нечто подобное, - рассказывает Локтионов. – С помощью друзей я смог собрать невероятную по тем временам сумму в 30 тысяч рублей и решился на покупку серьезного, хоть и поддержанного аппарата - Roland D20.

Новый автомобиль ВАЗ-2106 в 1988 году стоил 20 тысяч рублей. Более дорогой, чем «шестерка», инструмент присмотрели в Питере – в близком к Европе портовом городе, где у фарцовщиков можно было купить всё. Ехать в Северную столицу с этакими деньжищами было страшновато, и Дмитрий взял с собой за компанию известного челябинского барабанщика Леонида Хлебунова. А для пущей безопасности осторожный Локтионов положил деньги на сертификат Сбербанка – советский бумажный аналог современных кредитных пластиковых карточек.

- Но когда мы зашли в квартиру к фарцовщику, увидели Roland и протянули продавцу этот самый сертификат, питерский «жучок» предложил нам им подтереться, - вспоминает Локтионов. – Мол, подобные бумажки меня не интересуют – несите нормальные деньги и если не найдете нужную сумму до утра следующего дня, синтезатор я продаю другому покупателю. Весь наш план безопасной перевозки крупной суммы денег полетел к чертям, а мы с Леней полетели по ленинградским сберкассам. Но там везде очереди из платящих за квартиру старушек, кассиры на нас смотрят, как на безумцев, уверяя, что столько тысяч сразу и целиком никто не выдаст, нужно заказывать рубли в банке и ждать не менее суток. Решили снимать по маленьким частям, переходя от сберкассы к сберкассе. В одной из них кассирша деланно возмутилась и на весь зал громко крикнула: «Где я вам возьму 30 тысяч? Идите отсюда!», явно желая, чтобы ее истеричный возглас был услышан кем-то посторонним. Выходим огорченные, по сторонам озираемся, оп-па, за нами какие-то подозрительные молодчики следом пошли. Мы ловим такси и умоляем водителя гнать на всю катушку, неважно в какую сторону, лишь бы от них оторваться. Короче, к вечеру, объехав полтора десятка сберкасс Ленинграда, мы уже таскали за собой спортивную сумку, битком набитую мятыми десятками, пятерками, трешками и рублями. Вывалили эту кучу бумажек с водяными знаками фарцовщику на пол его квартиры и повезли вожделенный Roland домой.

После у Дмитрия Локтионова появился Ensoniq, и в 1995 году композитором был выпущен первый на Южном Урале альбом электронной музыки. Он назывался «Full Moon Dreams» и содержал 14 оригинальных обработок мелодий классических авторов и две композиции («Романс без слов» и «Сны полнолуния»), написанные самим Локтионовым. На тот момент свои CD среди челябинских артистов издали только «Ариэль» (изданный в Германии "Privet"), Валерий Власов («Фиолетовый сон») и «Томас» («Ночные собаки»). «Full Moon Dreams» стал южноуральским компакт-диском № 4. Он вышел в Москве, распространялся по всей стране, а в Челябинске продавался через появившуюся сеть магазинов «Уралтон». Тираж был по тем временам очень приличный – 2000 экземпляров, и это при том, что продукт был совершенно некоммерческий. Иллюстрации для обложки нарисовал сам Локтионов, и он же сочинил поэтический эпиграф к «Full Moon Dreams» – талантливый человек талантлив во всем.

Обложка первого альбома электронной музыки Челябинска
Обложка первого альбома электронной музыки Челябинска

ОТ ЛОКТИОНОВА К DIMEDROL

Дмитрий Локтионов стал не только пионером электронной музыки в Челябинске, но и, работая над своим альбомом, провернул уникальный трюк, который никому из местных творческих личностей не удавался. На сведение «Full Moon Dreams» в южноуральскую столицу из Москвы лично приехал один из самых авторитетных звукорежиссеров СССР Виктор Глазков. Обычно все происходит наоборот: если челябинские музыканты не хотят доверять сведение местному звукачу, то отправляются в Екатеринбург, Москву или даже отсылают треки за границу.

- С мэтром из «Мелодии» Глазковым я подружился, когда в составе "Камерного оркестра «Ничево!" ездил в Москву работать над записью нашего альбома «Мой ангел», - рассказывает Локтионов. – Виктор - мастер высочайшей квалификации, но человек не очень подвижный, не любящий выбираться куда-то за пределы Садового кольца, хоть в гости к друзьям, хоть на работу. Поэтому мне пришлось пойти на хитрость. Знакомый в Москве, получив от меня домашний адрес Глазкова, позвонил ему в дверь, прямо с порога сунул в руки опешившего хозяина квартиры пачку денег и тут же убежал вниз по лестнице. Виктору, как честному человеку, пришлось ехать к заказчику в Челябинск. Жил он у меня дома, а трудились мы на студии, располагавшейся тогда в ДК завода Колющенко.

Знаменитый звукорежиссер "Мелодии" Виктор Глазков на "шабашке" в Челябинске
Знаменитый звукорежиссер "Мелодии" Виктор Глазков на "шабашке" в Челябинске

Спустя некоторое время после выхода «Full Moon Dreams» Дмитрий Локтионов в одиночку создает еще один электронный альбом «Яблоки Ньютона», на котором уже нет ни одного живого инструмента. Издан он не был, но один из треков вошел в CD № 5 Челябинска – сборник «13 хитов из «Трех поросят», спродюсированный арт-директором клуба «Три поросенка» Андреем Бондарюком. Написанный под явным влиянием Жана-Мишель Жарра локтионовский номер «Кольца Аркаима» стал одним из главных украшений диска. А весь альбом «Яблоки Ньютона» Дмитрий распространял просто среди десятка друзей. Хотя желающих послушать было больше, но взять и нарезать релиз на CD-болванку и сделать какой угодно самиздатовский тираж дисков тогда было еще невозможно - не хватало доступных массовых технологий. В 90-е годы издать альбом на компакт-диске считалось делом избранных.

Композиция "Кольца Аркаима"

В 2016 году Локтионов под именем Dimedrol выпускает цельный и красивый сольный альбом «Insomnia» («Бессонница»), сделанный в стиле лаундж. По словам Дмитрия, в нем есть вещи, сочиненные еще в 1997 году, и совершенно свежие творческие находки. Мастеринг «Бессонницы» делался во Франции у известного электронщика Винсента Виллиуса (Aes Dana). Ни на виниле, ни на CD Локтионов решил альбом не издавать, привыкший работать на острие технического прогресса, Дима-Dimedrol сосредотачивается на продвижении «Insomnia» исключительно через Интернет, альбом выложен на iTunes, Google Play, Bandcamp.

Дмитрий Локтионов - "Toxic Electricity". На фото - доктор Стэнли Милгрэм, данный трек был написан под впечатлением его удивительных экспериментов 1962 года. В треке сэмплирован голос самого доктора и его испытуемых.

НОВАЯ ВОЛНА – ВОТ ОНА

В десятилетие нулевых, когда на Южном Урале у творческих личностей появилась необходимая для творчества аппаратура, мода на электронную музыку вспыхнула с необычайной силой. Талантливая молодежь заиграла драм-н-басс, трип-хоп, даб, хаус и прочую modern music. И некоторые местные «электроники» получили признание не только в Челябинске, но и в мире.

- Я начинал писать музыку на компьютере, используя программы Buzz, Impulse tracker, составляя и собирая свои сэмплы, - рассказывает челябинский композитор Алексей Бутрин. – Домашний компьютер был тогда для меня роскошью, поэтому использовал любую возможность: служебную «машину» из рекламного агентства, с которым я немного сотрудничал, ходил к товарищу, который ночью сторожил офис, где был мощный комп. Музыку сохранял на дискетах, на них же и программы таскал с собой. Одновременно мы стали организовывать свои вечеринки с брейк-битом и джанглом в абсолютно неожиданных местах – в цехах, коридорах различных зданий. Абсолютно коллективное творчество: один колонки доставлял самодельные, второй приносил усилок, третий - музыкальный центр, четвертый – водку, которая выдавалась сторожу помещения за молчание и пропуск нас на территорию. «Вертаков» в то время у нас не было даже в мечтах, поэтому сводить приходилось на кассетных деках, а из световых приборов имелся лишь стробоскоп да пара разноцветных фонарей.

Трип-хоповая версия от Бутрина знаменитой "ариэлевской" "Тишины"

В начале нулевых в Челябинске ярко заблистал трип-хоповый проект «Клей» Руслана Корешкова и Егора Лунева. Очень интересную программу совмещения живого саксофона и электронных ритмов предлагали посетителям клубных вечеринок Алексей Киян и Евгений Лукаш с совместным проектом «Техно-Джаз». Лукаш вообще считался, пожалуй, самым крутым DJ южноуральской столицы, причем он не только делал миксы на дискотеках, но и сочинял музыку. Первые шаги своей впечатляющей электронной карьеры сделал в Челябинске, а затем перебрался в Петербург и далее в Москву Андрей Гайворонский, более известный клубной тусовке под псевдонимом Tripmastaz.

- Хип-хоп, помню, впервые увидел по телевизору - мне лет восемь было, - рассказывает Tripmastaz-Гайворонский в одном из интервью. - Цепануло сразу же. А по-серьезному в Челябинске я начал крутить пластинки на переломе 90-х и нулевых. Время было суровое, в городе вечно металлисты с рэперами дрались. Когда был резидентом одного клуба, ко мне друзья приходили и у меня в диджейке оставляли свое холодное оружие — финки, кастеты и прочее. Но меня все это минуло как-то, я был всецело увлечен одним – сочинением музыки. Писал и играл хаус, и техно, и джангл, и трип-хоп модный на то время, отсюда, кстати, и «Трип» в моем имени. У нас даже был рэп-проект с Джамалом из «Триагрутрики». До переезда в Питер у меня уже вышло несколько пластинок, на лейбле Morris/Audio, например. И питерским меня многие считают потому, что у меня как раз в городе на Неве начался активный творческий рост. Хотя для меня гораздо важнее быть не московским, питерским или челябинским, а просто самим собой.

В 2005 году засветился на мировом уровне челябинский музыкант Евгений Бардюжа. В возрасте всего-то 18 лет он делает свой первый официальный релиз на бельгийском цифровом лэйбле Trance4m8 (4-Stroke) под алиасом Dr. Bardujja. В начале 2007 года под собственным именем Evgeny Bardyuzha у челябинца выходит первый трек «Aquilon» на довольно известном английском trance/progressive лейбле Neuroscience Recordings. «Aquilon» в обоих вариантах (original и progressive) сразу получает поддержку от западных диджеев и выводит Евгения на новый уровень. После этого во многом дебютного релиза к Бардюже начали поступать просьбы сделать ремиксы. Треки челябинца пользуются популярностью среди самых известных DJ, среди которых Armin van Buuren, Paul Oakenfold и многие другие звезды.

Одна из вершин челябинской электронной музыки – «Астробиология», совместный альбом Евгения Бардюжи и местной джазовой певицы Ульяны Пережогиной. В проекте 2017 года удалось добиться классного симбиоза музыкальных стилей: progressive, chillout, breakbeat с живым красивейшим вокалом.

Композиция Евгения и Ульяны

ТОТ САМЫЙ СЕРГЕЙ С 74. RU

Пожалуй, именно в межстилевом сотрудничестве рождались в Челябинске самые яркие электронные проекты. И если Бардюжа поработал с джазом, то его коллега Kid Digital, он же Сергей Кабаков, выдал шикарную совместную работу с рок-н-ролльщиком Максимом Соколовым (экс-«Пустые хлопоты»). За основу ремикса был взят безусловный южноуральский хит «Соня Кривая», неизвестная никому в стране, но обожаемая в Челябинске песня местной группы «Резиновый дедушка». Переехавший с берегов Миасса на берега Мичигана Соколов о корнях своих не забыл и перепел песню Юрия Богатенкова для его диска-трибьюта. Однако чикагский вариант «Сони» попал в руки Кабакову, и что с ним сделал Kid Digital – это надо слышать! Убойнейший даб, закрученный в тугой микс вокал Соколова и измененные до психоделического электронного безумия рок-н-ролльные аккорды. На вышедшем CD-трибьюте Богатенкова, где композиции культового челябинского рокера исполняют полтора десятка местных и столичных артистов, «Соня Кривая» в версии Сергея Кабакова и Макса Соколова – один из самых сильных номеров. Челябинск-Чикагинск!

Даб-версия Сергея Кабакова рок-хита "Соня Кривая"

Kid Digital (он же известен и под псевдонимом Spaz) начинал в начале нулевых. Работая сольно в направлениях big-beat и nu-skool breakz, писал музыку также для многих хип-хоп-проектов и сам являлся участником одного из них. Весной 2006 года Spaz становится резидентом лейбла Stepsine Records и выпускает свой первый альбом «Three Ghosts In A Subway». Музыка с альбома вызвала огромное количество положительных отзывов от деятелей breaks-культуры по всему миру, включая таких авторитетов, как James Zabiela, Deekline, Future Funk Squad, Paradox 3000 и многих других. Крупнейший в мире лос-анджелесский breaks-портал BijouBreaks опубликовал крайне хвалебный обзор на творение Кабакова. Хиты уральца попали в постоянную ротацию на главных breaks-радиостанциях мира.

Еще больший прорыв Кабаков сделал с треком «Done with That», его за шесть тысяч долларов купила у Сергея компания Electronic Arts для игры «SSX 2012», эмулятора сноуборда. Благодаря этому миллионы игроков услышали творчество челябинца.

- Мне, конечно, очень приятно соседствовать с крутыми артистами, чья музыка также использовалась в этой игрушке: Run-D.M.C., Noisia, Skrillex, Pretty Lights и других, - говорит Сергей Кабаков. - Суперзвездный состав, быть в их числе большая честь для меня. Ну и гонорар, что и говорить, приличный. Хотя надо признать, это скорее единичный случай, поэтому чтобы заработать на жизнь, мало одной студийной работы – приходится выступать вживую и еще где-то трудиться не в музыкальной сфере. Я, например, вкалывал оператором на челябинском сайте 74.ru.

Сергей Кабаков за работой
Сергей Кабаков за работой

На «семьдесятчетверке» многие и не подозревали, что хороший парень и классный оператор Серега Кабаков гораздо более известен в мире музыки как Kid Digital. И слушают его не только в Челябинске, но в самых разных странах, например в Испании.

- Почему-то в Испании, в одной из южных провинций - Андалузии, безумное количество фанатов брейкс-музыки, больше, наверное, чем во всем остальном мире, - удивляется Кабаков. - По крайней мере, статистика прослушиваний на моей странице показывает, что именно юг Испании слушает мои композиции больше всего - больше, чем вся Россия, несмотря на ее размеры, больше, чем Великобритания, которая является родиной брейк-бита.

И челябинский парень едет на заграничные гастроли. Играет в Испании на трех аренах, причем в одном из залов было около пяти тысяч человек. Сейчас Сергей Кабаков проживает в США и продолжает своим творчеством удивлять мир.

ТРЕТЬЯ ИПОСТАСЬ ОЛЕГА СЕМЕНОВЫХ

В 80-х Олега Семеновых фанаты местного рок-н-ролла рока знали по работе в группе «Техника безопасности». В 90-х его слушают уже любители попсы, Олег на лейбле «ЛеГран» выпускает легкомысленный и сугубо танцевальный альбом «Модные осенние сны». В нулевые Семеновых с головой погружается в экспериментальную электронную музыку - IDM, ambient, glitch-music, выступая под разными именами – ILI и Aljon. Талантливый и разносторонний артист пишет альбомы и участвует в сборниках и компиляциях.

Крайний слева - Олег Семеновых
Крайний слева - Олег Семеновых

В 2004 году Олег Семеновых основывает собственный музыкальный лейбл Dars records, который на тот момент стал пионером в сфере отечественного IDM и experimental music. Челябинская компания получила хорошие отзывы специализированных СМИ и радиостанций не только в России и СНГ, но и в дальнем зарубежье - Великобритании, Франции, Канаде, США. Всего на Dars records было выпущено 13 изданий, их дистрибьюция осуществлялась в странах СНГ, Великобритании и США. При этом Олег кроме продюсерской деятельности активно творит сам. В 2005 году концептуальный диск ILI под названием «Ask me: what is it?» получает первую премию музыкального издания «БлокНот» в номинации «Лучший электронный проект года». Презентация альбома ILI с успехом прошла в клубе Garage Underground.

В 2007 году Семеновых открывает интернет-лейбл Pulsations For You, созданный для бесплатного распространения в Сети музыки и продукции «sound-art» от талантливых экспериментаторов «аудио- и видеопульсаций».

- Из челябинских музыкантов я выпускал альбом в стиле IDM дуэта Neotnas, - вспоминает Семеновых. - Этот проект и сейчас функционирует и издается за рубежом на виниле в стиле techno, сейчас в нем только один участник - Антон Савченко, он работает звукорежиссером в театре «Манекен». Плюс выпускал проект челябинского электронщика Сергея Сергеева - E’lif Linx и ambient-релиз Noirum – это челябинский музыкант Михаил Руденко.

Вы думаете, это все? Ошибаетесь, сейчас Олег Семеновых пишет картины, выставки его живописи проходят в Челябинске, Иркутске, Москве и даже Ереване. Но это уже тема для книг не про музыку, а челябинское искусство…