Считается, что писать могут все. Что, мол, сложного? Щас как сяду, как напишу! И полетят в меня лайки, шеры, репосты-ретвиты, и признают меня добровольные или вынужденные читатели "автором всея Руси"...
Этот миф Николай Кононов развенчивает, ни единым словом об этом не говоря. Пока он в 14-ти главах поясняет, каким на самом деле нужно быть журналистом, и как на самом деле быть хорошим автором, — ты внезапно осознаешь, что лучше бы в бухгалтеры пошел...
О чем книга
О том, как писать тексты, за которые не стыдно. (Хотя многим современным блогерам не стыдно даже за безграмотность, что уж говорить об экспертизе, рассказывании историй и фактчекинге). Книга состоит из 14 глав, в которых автор слой за слоем наращивает пользу на некое ядро по названием "хочу писать и не могу не писать".
Всё тут:
поиски идеи и источников,
глубокое исследование темы,
структурирование истории,
борьба с белым листом и прокрастинацией,
создание живых диалогов и эффективное взаимодействие с героями в процессе.
Ну вы поняли, дело (теоретически) кончится хорошей статьей, лонгридом или даже книгой (о взаимодействии с издательствами Кононов тоже написал).
"То, что принято называть «креативом», – просто-напросто способность задавать нетривиальные и точные вопросы, пусть даже самые простые, и находить внятные, яркие и исчерпывающие ответы на них."
Кому понравится
* начинающим авторам и журналистам (если только они не берут за образец идеального текста посты и слова песен Ольги Бузовой),
* авторам со стажем (если они готовы признавать, что повторение азов несет пользу, и всегда есть нечто в профессии, что ты еще не знаешь),
* тем, кто мечтает написать книгу. Речь о публицистике и нонфикшн (все-таки художественное слово — это отдельная песня). "Автор, ножницы..." не назовешь вдохновляющим чтивом: ты не побежишь сломя голову включать компьютер и ваять следующий шедевр литературы. Скорее, задумаешься: готов ли к такому? Но если готов, в книге найдется немало полезных советов и источников вдохновения,
* всем, кто способен признать, что их посты в соцсетях близки к литературному г*, но это поправимо, а значит, читаем и "прокачиваем" навык складывания слов в осмысленные, глубокие предложения.
"Блокнот – чрезвычайно полезная вещь, если не лениться записывать туда детали, сценки, мысли сразу."
Кому не понравится
Гуру текстов и копирайтинга вряд ли найдут в книге что-то новое для себя.
Ну и конечно, банальные лентяи будут не в восторге, что им навязывают идею трудиться ради качества текста.
"То, что принято называть «креативом», – просто-напросто способность задавать нетривиальные и точные вопросы, пусть даже самые простые, и находить внятные, яркие и исчерпывающие ответы на них."
Наперерез паровозу
Вопреки тому, что в Рунете и тем более в журналистике сейчас правит бал инфостиль, Кононов верит в полезность и даже необходимость авторского стиля:
"Если вы неопознаваемы, сливаетесь с другими, значит, надо работать над интонацией дальше. Даже если предполагается, что ваша ценность в сообщаемых фактах, выводах из них, выстраиваемой теории, наличие собственной интонации сыграет вам только на руку."
Меня это еще как устраивает :)!
Кстати, Максим Ильяхов написал краткий отзыв для обложки — и книгу похвалил.
Полезные фишки
Приём «включить Доктора Хауса»
Это значит, что базовая установка у исследователя такая: все люди действуют исходя из своей выгоды и врут в диапазоне от «всё выдумал» до «что-то приукрасил, о чем-то умолчал».
Прием «включать Чуковского»
«Если бы я в дороге не перезнакомился со всеми людьми, – утверждал Корней Чуковский в письме другу, художнику Илье Репину, – да не в своем купе, а в целом вагоне, да не в одном вагоне, а в целом поезде, со всеми пассажирами, сколько их есть, да ещё с машинистом, кочегаром и кондукторами в придачу, – я был бы не я».
Что лично меня зацепило
Перечислю без спойлеров. Если дойдете в тексте до этого момента и тоже зацепитесь, ставьте мне "большой палец в комментариях.
- История о том, как автор написал одну из лучших (по его мнению) статей в своей жизни.
- История о том, как Дина Рубина писала роман "Почерк Леонардо".
- Инсайт про диалоги в художественном тексте (я все же считаю, что он более применим к художественным текстам, чем к интервью или статьям): "Лучший образ для диалога – перестрелка. В идеале каждый выстрел должен быть неожиданным для оппонента".
Еще книги о том, как писать так, чтобы читали
С.Кинг "Как писать книги"
Н.Галь "Слово живое и мертвое"
Ассоциативная картинка
Мораль
Воспользуюсь цитатой из книги "Автор, ножницы, бумага":
"Чтобы мы, авторы..., ни рассказывали, всё равно нам необходимо быть понятыми и хочется влиять своими историями на принятие решений, и, в конечном итоге, на ход событий."
*****
Понравилась статья? Ставь лайк!
Ну ооочень понравилась? Подпишись на канал — и жди следующую.
Уверен, что книга понравится друзьям, — поделись статьей в соцсетях!
Текст: Алена Войс
Фото: Алена Войс, Bobby Rodriguezz