Извечная проблема: подражать ли исполнителям или петь своим уникальным звуком? И что делать, если нет этого самого звука? Вредно ли подражать, или это полезно? Какими навыками и знаниями должен обладать вокалист (или вокалистка) для того, чтобы выработать собственную манеру исполнения? И как преподаватель может помочь студенту/-ке раскрыть себя и развить собственную манеру пения, своё вокальное «Я» которое так важно для эстрадного исполнителя? На эти вопросы я постараюсь найти ответы в данной серии статей.
Изучая различные литературные источники, я обнаружила, что по данной проблеме недостаточно научной литературы. Тем не менее, эта тема сейчас очень актуальна. Как я говорила в прошлой статье, благодаря развитию технологий (информационных, компьютерных, звукозаписывающих и пр.) исполнить песню, записать её на приличном уровне и распространить не составляет труда. В связи с этим, в современной действительности появляется всё больше и больше новых исполнителей и композиций. В этом разнообразии очень легко затеряться и крайне сложно выделиться. И если определенного певца/певицу не выделяет из всех его/её оригинальный тембр голоса, то это должна сделать его/её манера исполнения и сценический образ.
Здорово людям с экстраординарным тембром голоса, когда, буквально с первых звуков, слушатель может понять, кто поёт. Возьмём, к примеру, популярную сейчас певицу, Лизу Монеточку. Вы можете как угодно относиться к её голосу: он может вам нравиться/не нравиться, вдохновлять, бесить, радовать – не важно. Важно то, что вы ни с кем её не перепутаете, если услышите. И в данном случае ей не надо сильно заморачиваться над развитием собственной манеры пения и узнаваемостью, это за неё уже сделал интересный тембр голоса. Я не говорю, что это единственный показатель индивидуальности певицы. Конечно, есть ещё её необычные тексты, внешность, манера говорить и прочие факторы. Но мы сейчас говорим именно об узнаваемости ГОЛОСА артистов и их оригинальных, собственных «вокальных фишках». Но с необычным и запоминающимся тембром везёт далеко не всем, а выделиться хочется каждому. Что же делать?
Моя гипотеза состоит в том, что эстрадный исполнитель должен, в первую очередь, свободно владеть множеством интересных вокальных приёмов. Набор часто используемых, всё равно, у каждого получится свой. Да и «градации» у всех приёмов разные. В итоге уже получается некая уникальность. Но это не всё, что нужно для поиска собственной манеры пения. Есть и другие аспекты, на которые стоит обратить внимание, но начать вполне можно с приёмов эстрадного вокала. Обучаться им достаточно долго, и это будет являться значительной частью вашей певческой техники.
Понятие «эстрадный вокал» я в данном случае использую в максимально ШИРОКОМ СМЫСЛЕ. Это и рок-вокал, и джаз-вокал, и поп, и соул... в общем, всё, что не является пением академическим или народным. Не хочу сказать, что исполнителям классики и «народникам» не нужно быть индивидуальными и иметь свой «почерк». Конечно же, нужно. Просто я долго исследовала именно этот вопрос: развитие собственной манеры пения у эстрадных (в широком смысле) вокалистов. Осмелюсь предположить, что мои выводы могут распространяться, вообще, на ВСЕХ вокалистов и вокалисток, включая исполнителей академической и народной музыки. Но, уверена, там найдутся свои нюансы, о которых я знаю меньше, чем, например, о приёмах эстрадного вокала.
Я действительно долго занималась исследованием темы поиска собственного вокального «Я» (в первую очередь, это нужно было мне самой, как артистке, и, разумеется, я делюсь накопленным опытом и знаниями с учениками). В результате у меня родился мастер-класс «Найди ЛИЦО своего ГОЛОСА», который я периодически провожу в разных городах и странах. Но он бы не появился, если бы до этого я не исследовала долго и глубоко тему: «вокальные приёмы», после чего у меня родился мастер-класс, а позднее тренинг по вокальным приёмам. Эти две темы оказались неразрывно связаны, и в этой серии статей я буду рассказывать о поиске «ЛИЦА своего ГОЛОСА», не забывая упоминать о вокальных приёмах. Если вам интересно, позднее я могу остановиться на теме певческих приёмов подробнее.
В эстрадном вокале огромное множество вокальных приёмов и видов звука. И я считаю, что их исполнение должно быть доведено вокалистом/-кой до автоматизма для того, чтобы развился и его/её уровень профессионализма, и собственная манера исполнения.
Этот процесс во многом аналогичен тому, как эстрадные инструменталисты ищут «свой звук». Для того, чтобы добиться высоких результатов и найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном певческих приемов. [Н. В. Горбань «Формирование певческих умений и навыков эстрадного вокала в Детском театре песни “Шлягер”»]
Вокальные приёмы – это приёмы музыкальной выразительности в пении. Во время пения, мы, можно сказать, всё время пользуемся, как минимум одним видом звука и, хотя бы, одним вокальным приёмом (а в основном, и несколькими сразу). Благодаря тому, что человеческий голос обладает возможностью использовать такое многообразие различных видов певческого звука и вокальных приёмов, наше пение немонотонное, интересное, сложное и разнообразное.
❗ Не стоит, естественно, забывать о том, что прежде, чем осваивать приёмы вокала, необходимо иметь азы вокальной техники, необходим вокальный фундамент: это дыхание, опора, правильная артикуляция, развитая вокальная дикция… В данной работе мы не будем заострять внимание на этих проблемах, но это пояснение необходимо для того, чтобы читатель имел представление о том, что не стоит пытаться овладеть сложными приёмами эстрадного вокала, не имея должного фундамента. За азами и приёмами можно обратиться в мою онлайн-школу вокала, или к любым другим педагогам и школам, которым вы доверяете. Самостоятельно получать фундамент крайне опасно и я бы никому не рекомендовала так поступать.
Эстрадный вокал очень интересен тем, что является понятием обширным и сочетает в себе, пожалуй, все виды певческого звука и вокальных приёмов (например, в эстрадном вокале может применяться как академическая манера пения, и округленный, прикрытый звук, так и народная манера пения, и открытый звук). Помимо перечисленных видов звука, есть и другие. Они бывают разными. Например, грудной, головной, узкий, плоский, звонкий, глубокий и другие.
Моя, своего рода, классификация не претендует на «научность». В науке о вокале и в вокальной педагогике очень много разногласий и неоднозначных мнений. Мне кажется, что можно выделить подобные виды певческого звука. И, всё же, здесь присутствует определенная субъективность, как и в изучении многих проблем преподавания вокала.
Итак, выделенные мной виды вокальных приёмов:
- Основные артикуляционные штрихи (приёмы)
- Интонационные приёмы
- Динамические приёмы
- Регистровые приёмы
- Стилистические приемы
- Ритмические приёмы
- Дикционные
- Орнаментика
Однако, стоит еще раз отметить, что это деление достаточно условно, так как многие вокальные приёмы не могут относиться лишь только к одному из этих видов. Поэтому, можно еще выделить такой вид вокальных приёмов как
- СМЕШАННЫЕ
То есть, некоторые приёмы могут быть, например, одновременно и интонационными и стилистическими, то есть, относящимися преимущественно к одному стилю. Например, приём «blue notes» используется, в основном в музыке «блюз» и «соул» и является интонационным приёмом – специальное понижение определенных тонов.
Хотелось бы подробнее остановиться на каждом из видов приёмов эстрадного вокала, но на это не хватит данной статьи. Думаю, позже мы к этому вернёмся. А сейчас следует вернуться к вопросу о том, как изучение различных вокальных приёмов может (или не может) помочь певцам и певицам в развитии собственной особой манеры исполнения.
Не все вокальные педагоги занимаются с учениками изучением всяческих приёмов, и очень зря, на мой взгляд. Если преподаватель работает со студентом или студенткой над овладением различными вокальными приёмами, то они превращаются в навыки студента/-ки, пополняют его/её арсенал средств музыкальной выразительности.
Человек, умеющий петь, знает, как известно, наперед, т. е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон [И. М. Сеченов]
И речь в данной цитате может быть не только об интонировании (попадании в ноты), к средствам выразительности эти слова тоже применимы. В первое время, обучающийся будет пользоваться приемами не совсем свободно. Он/а будет перепевать известные в той или иной степени хиты с использованием приёмов, примененных исполнителем-оригиналом. Со временем, эти штрихи запомнятся очень хорошо и отложатся в копилке его/её навыков. Впоследствии, они уже будут автоматически появляться у певца или певицы в исполнении различных произведений. Артист/-ка уже не будет задумываться об этом. Приемы сами будут возникать в пении в нужные моменты времени.
Некоторые вокалисты и педагоги считают, что подражание известным исполнителям, «пародирование» их манеры пения может отрицательно сказаться на раскрытии некой индивидуальности исполнения ученика или ученицы. Однако, иные (в их числе и я) считают, что невозможно создать ничего нового, пока не овладеешь в должной степени чем-то уже существующим. Более того, возможно из подражания НЕСКОЛЬКИМ любимым вокалистам и вокалисткам у исполнителя и будет, в итоге, возникать свой уникальный «певческий почерк». А для того, чтобы у студента/-ки получилось научиться использовать различные вокальные приемы и выработать собственную манеру исполнения, ему/ей необходимо постоянно развивать не только свой голос и музыкальный слух, но и свой вокальный слух и, также, слух эмоциональный. А исполнение усвоенных приёмов надо постепенно доводить до автоматизма, что достигается только ПРАКТИКОЙ.
Поэтому в период становления профессиональных вокальных навыков педагог должен активно пропагандировать лучших эстрадных и джазовых певцов. Только в результате большого слухового опыта возникают критерии правильного, выразительного вокального исполнения, что в педагогической практике определяет успешное развитие профессиональных вокальных навыков ученика. [Н. В. Дрожжина «Экстраполяция резонансной теории пения на вокальную педагогику музыкальной эстрады»]
Однако, одного лишь владения множеством приемов эстрадного вокала недостаточно для выработки собственной манеры пения. Что же ещё необходимо? Давайте поговорим об этом в другой статье.
А пока можно подписаться на мой Дзен здесь, чтобы ничего не пропустить. Буду рада вашим «понравкам», репостам этой статьи и комментариям 😊