Более ста лет назад блестящий испанский философ, социолог и эссеист Хосе Ортега-и-Гассет написал эссе «Три картины о вине», в котором удивительно точно отразил ущербность современной эпохи — эпохи, где вино перестало быть богом.
«Однажды, бродя по залам музея Прадо, слабо освещенным дневным светом, проникавшим через оконные витражи, я ненамеренно задержался перед тремя картинами: одной из них была "Вакханалия" Тициана, другой "Вакханалия" Пуссена, а третьей - "Пьяницы" Веласкеса. Эти произведения, объединенные единой темой, но созданные столь непохожими мастерами, предлагали разные эстетические решения трагикомической проблемы, имя которой — вино. Скажу больше: вино представляется мне по-настоящему космической проблемой».
Но далее философ сожалеет, что наше время решает проблему вина только гигиенически, то есть, пишет он, на уровне санитарных норм, законодательных актов, регулирующих производство и продажу вина, и всевозможных способов борьбы с алкоголизмом. И видя только такой аспект, человечество перестало замечать «просто образ прихотливо вьющейся виноградной лозы и тяжелых гроздьев винограда, насквозь пронизанных золотом солнечных лучей». А меж тем, пишет Гассет, «задолго до того, как вино стало проблемой для инстанций, управляющих жизнью общества, оно было богом».
Богом оно было давно, в мифические времена. «В вине оцепеневший от изумления человек этого первобытного мира, казалось, тоже встречался с некой извечной силой. В его сознании виноградины запечатлевались как концентрации света, представлялись сгустками загадочнейшей силы, которая подчиняет людей и животных и увлекает в иную, лучшую жизнь. В такую, когда природа вокруг кажется просто великолепной, когда воспламеняются сердца, возжигаются взоры, а ноги непроизвольно пускаются в пляс».
О чем сожалеет испанский мыслитель, разглядывая три картины о вине? О том, что «наше время — время, в котором нет богов, административная эпоха, в которой мы, вместо того чтобы говорить о Дионисе, говорим об алкоголизме».
Свою работу Хосе Ортега-и-Гассет написал более ста лет назад в 1911 году, а вывод, который она там делает, удивительно актуален и до сих пор.
«Решение темы вина, предлагаемое моим временем, есть показатель заурядности этого времени, симптом характерных для него административного произвола, болезненного зуда всеохватывающей предусмотрительности, буржуазной склонности всюду наводить порядок и, в общем, нехватки героического порыва».
Было бы не плохо человечеству вспомнить о том, что «вино — это мудрый, плодоносный и ветреный бог. Дионис, Вакх — в этих именах слышится гомон нескончаемого веселья; подобно жаркому ветру тропических лесов, он добирается до потаенных глубин жизни и там взбаламучивает ее».
Жизнь хороша, но это не повод пить больше одного бокала вина.
Ваш энофилософ-несомелье, Светлана Л.
Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью.
Уважаемые любители философии и вина, не забывайте подписываться, ставить лайки и писать комментарии — это поможет развиваться каналу и Вам)))