Найти тему
Travel_and_Транспорт

Россия избавляется от троллейбусов

Расскажу о проблеме электротранспорта городов России исключительно на основе своих наблюдений, анализов некоторых событий и личного опыта, накопленного в различных поездках.

                                                                                  Иваново, май 2016
Иваново, май 2016

На сегодняшний день в городах России сложилась тенденция, суть которой - деградация электротранспорта. Сейчас речь пойдёт о троллейбусах - городском виде транспорта, привязанного полностью или частично к контактной сети и используемого общую дорожную сеть.

В мае 2016 года в крупнейшей троллейбусной сети страны - московской, наступил чёрный день. Под видом благоустройства улиц в центре города было упразднено сразу 9 троллейбусных маршрутов, на которые выехали автобусы. В следующие годы и на сегодняшний день было угроблено ещё около 30 маршрутов по разным причинам. Причины были следующие: замена на более маневренные автобусы, благоустройство улиц по программе "Чистое небо", изношенный подвижной состав и изношенная контактная сеть. Реальная причина же заключается в лоббировании интересов владельцев бизнеса по производству автобусов и электробусов. Почему это так, сейчас объясню.

Троллейбус сам по себе неплохой вид транспорта. Он является экологически чистым и может ездить довольно шустро. Электродвигатель разгоняется быстрее, поэтому на старте любой троллейбус сделает автобус. На прямых маршрутах, преимущественно проходящих по выделенкам - троллейбус идеальный вид транспорта.

Современные троллейбусы могут ездить без контактной сети часть маршрута, а штанги могут присоединяться или отсоединяться без необходимости выхода водителя из кабины.

Единственный троллейбусный маршрут в Праге. Часть пути едет без проводов. Сейчас его токоприёмники находятся на штангоуловителе.
Единственный троллейбусный маршрут в Праге. Часть пути едет без проводов. Сейчас его токоприёмники находятся на штангоуловителе.

Почему от троллейбуса избавляются? Во-первых, влиятельные люди должны реализовать свою продукцию в виде автобусов и электробусов, пусть последние ещё сырые и не доказали пока своей надёжности. По этой же причине, кстати, всеми силами душат крупнейший производитель троллейбусов в России - завод "ТролЗа", который на грани закрытия.

Во-вторых, троллейбус не угоден конкурентам в виде маршрутчиков. В некоторых городах маршрутки заполонили улицы, а всё чем они берут - это более быстрый способ перемещения по городу. В остальном маршрутки - зло. Но нередко эту сферу перевозок крышует какая-нибудь влиятельная персона из администрации, поэтому конкурентов приходится как-то убирать. Тут троллейбус снова неуместен.

В-третьих, земля, на которой находятся троллейбусные парки, может быть использована более привлекательно. В капиталистической стране всеми правдами и неправдами выгода будет извлекаться из всего, чего только можно, особенно если речь о застройке зданиями. В Москве, например, в начале 2000-х целых четыре троллейбусных парка находились в центре Москвы, самой дорогой земле в городе. Один из них находился в самом дорогом районе города - Хамовники, естественно парка вскоре не стало. Два других закрыли позже, на территории одного из них появился огромный фудмолл "Депо", территория другого, скорее всего, станет очередным элитным ЖК. Один парк пока работает.

7-й троллейбусный парк в апреле 2014 г., больше не существует
7-й троллейбусный парк в апреле 2014 г., больше не существует

Практически во всех городах ситуация с троллейбусами не очень. Где-то они не оправдали себя с экономической точки зрения. Например в Каменске-Уральском, Архангельске, Кургане, Сызрани троллейбус посчитали убыточным. На самом деле он бы мог там вполне работать, если бы не алчность местных чиновников. Ведь есть и позитивные примеры, где убыточным его не признали. А значит такое возможно. Например, если деньги на развитие не откладывать на строительство очередной виллы.

В Липецке троллейбусы заменили на автобусы, но как показывает практика, ухудшилась их вместимость и интервалы. В Москве на всех бывших троллейбусных маршрутах работают автобусы, снятые с других автобусных маршрутов. Естественно, качество работы маршрута ухудшилось. Многие замены произошли на автобусы средней вместимости, тем самым ухудшив условия перевозки.

Троллейбусные линии практически не строились с момента распада союза. Исключение - подмосковный Подольск, где система появилась в 2001 году с нуля. И пока город показывает удивительные результаты для городов России, при том что там довольно много автобусов.

Удивительный пример показывает Санкт-Петербург. Город закупил много новых троллейбусов, которые работают часть маршрута без проводов, на так называемом автономном ходу. Почти не изменилась протяжённость контактной сети, а охват данным электротранспортом даже увеличился. Машины на автономном ходу хорошо себя показали, поэтому город продолжает их закупать.

Этот пример наглядно доказывает, как бывает, когда мыслишь, анализируя все аспекты, а не только возможность исключительно извлечь выгоду.

Есть хорошие примеры в Украине. Несмотря на нелёгкую экономическую ситуацию в стране во всех областных городах (кроме Ужгорода) работают троллейбусы, покупаются новые машины и проявляется бережное отношение к подвижном составу. Так же системы работают в городах, не являющимися центрами субъектов: Кременчуг, Белая Церковь, Мариуполь, Лисичанск и другие. Пусть не везде там всё идеально, но ситуация лучше чем в России, и могла бы быть примером для неё.

Примером может быть и Европа. Например, небольшие города Чехии эксплуатируют удобные комфортабельные машины, используя современную контактную сеть. Удивляет Будапешт - столица Венгрии. Представляете, троллейбус может не замедляться на кривых, ехать по трамвайным путям по центру дороги как по выделенке, и уверенно маневрировать по узким улицам. Тот случай, когда городской транспорт - удовлетворение интересов пассажиров, а не исключительно предмет извлечения выгоды.

Современная машина 2019 года выпуска в Ческе-Будеёвице
Современная машина 2019 года выпуска в Ческе-Будеёвице

Ситуация с троллейбусом в российских городах, к сожалению, вряд ли заиграет в уверенно позитивном ключе. Износ техники и контактных сетей всё больше, а замена и обновление происходит неохотно, а зачастую не происходит. А электробусы стоят очень дорого и большинство городов их просто не потянет. К тому же, если закроют "Тролзу", не останется такого предприятия в России, чтоб уверенно обеспечивать продукцией все города.

Вкратце так, но нюансов ещё очень много. Возможно потом рассмотрим их ещё отдельно. Спасибо за внимание!