Найти тему
между прошлым и будущим

Мария де Клев -- первая любовь Генриха Третьего

Бывают люди, которые созданы для радости. Их не посещают муки гордости. Они не жаждут власти. Они не иссушают душу алчностью. И не потому, что у них всего вдоволь. Просто они как-то не задумываются над этим. Все, что им надо -- это радость, любовь и наслаждение.

Мария Клевская была именно такой. Очаровательная, простодушная девочка, которую называли "ребёнком из провинции с чистым сердцем, свежими щёчками, стройным станом, здоровым телом и сердечной улыбкой".

По матери Мария принадлежала к роду Бурбонов и была двоюродной сестрой Генриха Наваррского. По отцу же -- к роду немецких князей Ламарков или фон дер Марков из Рейнланда, носивших французский титул герцогов Неверов.

Отец Марии -- Франсуа I де Клев, герцог де Невер
Отец Марии -- Франсуа I де Клев, герцог де Невер

Мария была младшей из пяти детей герцога и его третьей дочерью, но так уж получилось, что оба брата Марии умерли рано. Жениться они еще успели, а вот обзавестись наследниками уже нет. Так что отцу Марии пришлось делать наследницей старшую дочь Анриетту, а через нее -- ее мужа Луиджи Гонзаго.

Герцогский дворец в Невере
Герцогский дворец в Невере

Проблема заключалась в том, что Гонзаго был пламенным католиком, а вот Франсуа де Невер к концу жизни обратился в протестантизм, так что младших дочерей он решил воспитывать в протестантском духе, и даже выдал вторую дочь Катрин за протестанта Антуана де Круа, графа Порсеан, вскоре ставшего князем де Порсеан и пэром Франции. Устройство этого брака оказалось одним из последних деяний герцога, так как вскоре он умер, то ли в возрасте 45, то ли в возрасте 44 лет.

Юной Марии было всего девять лет, когда она осталась сиротой, так что заботу о ней взяла на себя ее тетушка королева Наварры Жанна д'Альбре. Та терпеть не могла свою старшую племянницу -- Анриетту, но Мария -- это было совсем другое дело. На Марию просто нельзя было сердиться. Она была очаровательна и простодушна, весела и бесхитростна, совершенно не задумываясь о высоких материях и вопросах истинности веры. Так что королева Наварры постаралась подобрать ей самого лучшего и надежного со своей точки зрения жениха -- своего племянника и двоюродного брата Марии пламенного протестанта Генриха де Бурбона, второго принца Конде. Мария не протестовала.

Жанна д'Альбре
Жанна д'Альбре

В 1572 году Жанна д'Альбре с сыном, племянником и племянницей отправилась к французскому королевскому двору. От скромного наваррского двора к блестящему и бурлящему французскому двору -- не самое безопасное предприятие.

Там, при дворе, Мария, наконец-то, встретилась со своими старшими сестрами. Оказалось, что в жизни второй сестры произошли существенные перемены. Еще за пять лет до этого Катрин стала вдовой, а теперь вышла замуж за католика Генриха де Гиза и сама стала католичкой.

Жанна д'Альбре была очень недовольна поведением средней племянницы -- Мария встретила известие о перемене сестрой веры с полнейшим равнодушием. Ей и правда были чужды подобные проблемы. Она жаждала любви и развлечений.

В общем, при католическом дворе Марию любили -- она была так бесхитростна, что при взгляде на нее даже прожженные придворные интриганы умилялись.

А потом случилось чудо -- в Марию влюбился Генрих Анжуйский. И произошло это нетривиальным способом. Генрих полюбил Марию по... -- вы не поверите! -- по запаху, случайно вытерев лицо ее рубашкой, которую она поменяла после одного из танцев.

Генрих де Валуа в молодости
Генрих де Валуа в молодости

В те времена Генрих был очень хорош собой, к тому же он был сыном и братом королей, так что когда он объяснился Марии в любви, его любовь была встречена младшей Клевской с полным восторгом.

Любила ли она его? Кто знает. Но она явно была в восторге от того, что блистательный принц, сын Франции, обратил на нее внимание.

Генрих жаждал жениться на Марии, но этому воспротивилась королева-мать. Ну, что могла дать младшая из сестер Клевских ее любимому сыну? Свою красоту? Этого маловато для сына Франции. Добрый нрав? Даже не смешно. Ах, вы что-то говорите про любовь и счастье? Так даже крестьяне не верят в возможность счастья в шалаше. Что же тогда говорить о сыне и брате королей? Генрих заслуживал большего.

Екатерина Медичи
Екатерина Медичи

Екатерина сделала все, чтобы не допустить возмутительный брак. Она взывала к совести сына, напоминала, что нехорошо соблазнять чужую невесту и одновременно торопила брак Марии с принцем Конде.

Что -- после смерти Жанны д'Альбре неприлично спешить со свадьбами? Ничего, благо Франции требует жертв. Мир в королевстве требует жертв!

Марию и принца Конде торопливо обвенчали по протестантскому обряду. Свадьба была скромной -- и даже не в Париже, а в замке Бланди, принадлежащему бабушке принца Конде -- Жаклин де Роган. Кроме протестантов на свадьбе никто не присутствовал, зато среди них была Рене де Франс, вдовствующая герцогиня Феррарская, бабушка герцога де Гиза, младшая дочь короля Людовика Двенадцатого.

Здесь венчалась Мария
Здесь венчалась Мария

Конде был счастлив, а вот герцог Анжуйский впал в тоску. Любимая была далеко и принадлежала другому.

Принц Конде
Принц Конде

Правда, к радости Генриха Анжуйского, принц с женой явился на свадьбу своего кузена Генриха Наваррского, а потом грянула Варфоломеевская ночь.

-9

Какие надежды пробудила эта ночь в Генрихе де Валуа! Он уже видел Марию свободной вдовой, он представлял свою свадьбу, но... Сначала принца спас герцог де Невер, женатый на старшей сестре Марии. Подумать только, но этот пламенный католик счел недостойным убивать свойственника -- все же они женаты на сестрах. А потом за Конде заступилась королева-мать.

Конечно, принцу и Марии пришлось принять католицизм, но ненавистный соперник остался в живых. Тогда Генрих Анжуйский попытался доказать, что поскольку брак был заключен по протестантскому обряду, то он недействителен.

Напрасно. Екатерина Медичи получила от папы римского подтверждение законности брака, а кардинал де Бурбон на всякий случай обвенчал Марию и Конде вторично.

Генрих рыдал. Он писал Марии длинные письма. Она не отвечала. Ее муж отправился воевать на стороне короля и она очень боялась, что его могут убить.

А потом Генриха избрали королем Польши и ему пришлось покинуть Францию и Марию. Даже из Польши он писал Марии длиннющие письма. С тем же успехом. Он мечтал о ней, он грезил о любви. И когда после смерти брата ему удалось бежать из Польши, чтобы принять корону Франции, он продолжал мечтать, что добьется развода Марии, женится на ней и сделает ее королевой.

Но есть мечты, которым не суждено сбыться. Мария умерла в 21 год от послеродовых осложнений. Ее дочь Катрин точно так же прожила всего 21 год.

Королева-мать не знала, как быть, как сказать сыну, что его любимая покинула этот мир. Наконец, кто-то додумался спрятать записку с сообщением о смерти Марии среди деловых бумаг. Когда Генрих прочел ее, он лишился чувств.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Я на Автор.Тудей