Многие из нас фантазировали на тему: "Чтобы было если б я был королем?". И все представляли, как толпы вассалов преклоняются перед своим королем, как во время пира дамы стекаются и слушают ваши речи насчет войны с соседним королевством. Где же можно испытать подобное? Конечно, можно организовать свое правление с феодальными порядками и в ус не дуть, но не думаю, что это все можно организовать за пару дней. На помощь приходит легендарная игра, аналогов которой почти нет - Mount & Blade Warband. Почему именно Warband, а не оригинальная игра?Потому что больше возможностей и меньше багов.
В преддверии скорого выпуска новой части, вспомним, что из себя представляла предыдущая
Сюжет
Тут его почти нет. Вы можете выбрать предысторию своего персонажа, от которой будут зависеть начальные характеристики и все. Дальше выбираете в город, на вас нападают бандиты, умирают и приходит торговец, которой дает необязательный первый квест. После история творится самим игроком, что добавляет реиграбельности продукту.
Игровой процесс
Самый большой пункт нашей программы. Геймплей в M&B - это все. Здесь вы вольны делать все что угодно: от борьбы за власть до турниров в городах, от ухаживаний за дамами до торговли. Сейчас об каждом аспекте поговорим отдельно.
Драки
Бои в игре реализованы достойно: что персональные драки, что баталии позволяют развернуться всем типам игроков. Можно быть пехотинцем с щитом, пехотинцем с двуручным оружием, пехотинцем с древковым оружием, кавалеристом со всем прошлым набором, который при выборе определенного вида вооружения получает рыцарский удар, с которым стиль приобретает совершенно иные краски. Так же дальнобойное оружие позволяет стоять в тылу и обстреливать врага, или ехать на коне и обстреливать врага, или просто бежать на врага и кидать метательные топоры прямо в черепа недругам. И от комбинаций вооружения появляется свой собственный стиль ведения боя. А потом он накладывается на баталии.
Массовые бои
Что не говори, а масштабные битвы - визитная карточка Mount & Blade. И тут разнообразия гораздо больше, чем в мелких драках. Вы можете собрать страшную армию из кавалерии, стрелков и пехоты, притом разные фракции имеет разных солдат и правильно собранная армия из всех стран имеет большие шансы на победу. Первое время на тактику никто внимание не обращает, но чем больше игра затягивает в себя, тем чаще приходится о ней вспоминать. Нужно четко осознавать все слабые и сильные места своих войск: полагаться на дальний бой не стоит, если у тебя его мало и он ещё не силен, а кавалерию лучше вести с пехотой (да простят меня опытные игроки за неточности). Но самое главное, что следует запомнить - армию почти всегда нужно вести самому. Почему? Во-первых, искусственный интеллект с обеих сторон звезд с неба не хватает. Ваши войска будут убиваться в тех ситуациях, в которых умереть невозможно от слова "совсем" или, например, в одиночку идти на толпу лютых рыцарей. И своим руководством вы их спасаете. Там сказал остановиться, там пойти за тобой, а потом отправил их в атаку и они уже выигрывают без единой смерти, хотя автопросчет боя такое даже в мечтах представить не мог. Во-вторых, некоторые стратегии требует прям конкретного участия главного героя. В начале я активно использовал стратегию с множеством стрелков, которые обстреливали врага, отвлеченного мной. Так потери и риски были минимальные.
Торговля
Экономика в игре хорошо развита, но в некоторых моментах жутко абсурдна. Вам когда-нибудь втюхивали ваш же меч за сумму, которая в 10 раз больше той, что отдал торговец? Тут это обычное явление. А так, если какого-то товара мало, он стоит дороже, если его много, он стоит дешевле. Влияет и навык торговли на все махинации подобного толка. Деньги, так же, уходят на провиант и выплаты войскам, поэтому ходить голодранцем с 100 крутых рубил не выйдет. Бизнес можно вести, но за него придется отдать некоторое кол-во денег: одним из самых дорогих и прибыльных бизнесов является красильня для бархата, за которую нужно отдать 10000 золотых. Вся денежная деятельность проводится в городах, но и из самих городов можно получать прибыль, при условии владениями ими.
Кто был никем, тот станет всем
Борьба за власть тут имеет совершенно разные формы и методы, которые зависят только от того, какое место в иерархии вы хотите занимать. Можно стать просто противников всех и начать захватывать земли нелюбимых лордов, но тогда проблем будет ещё больше, так как система многогранна и правители в Кальрадии не любят выскочек. Способ хорош тем, что преклоняться не перед не надо: вы сам себе король и на верность никому не присягали, а даже наоборот, вам присягают на верность. Плох он всем остальным: никакой поддержки ни от кого не будет, поэтому удачи. Можно присягнуть на верность одному из правителей и достичь высот, просто помогая воевать. Главный плюс: вы не один. Главный минус: не видать вам шапки короля, как своих ушей. А есть способ между двумя прошлыми: вы можете устроить переворот с одним из наследников престола. Отличная возможность увидеть гражданскую войну в одном королевстве. Тут предстоит словить множество забавных и не очень ситуаций, когда вы уговариваете лорда вступить к вам, а после отказа избиваете его и отпускаете, чтобы снискать его уважения. Или другую, где после победы над прошлым правителем, новый отдает ему владения. Для чего? Не знаю. Даже целая механика реализована на убеждение лордов с их характерами и приоритетами. Тут можно дослужиться до самого первого вассала и получить полцарства в придачу, но для вступления на этот путь предстоит прославиться всеми возможными путями.
Баги
Отдельный пункт, достойный внимания. Багов в M&B тьма тьмущая. Баги есть в диалогах, драках, в борьбе за власть, в поиске людей, в названии предметов и кучи всего. Ведь два главных мема этой игры - "я поддерживаю я" и "гнилая цыпленок". И это может отпугнуть почти любого. Не охота посреди игры вылететь и потерять сохранения с 500 днем и хорошим положением вещей или из-за бага не увидеть огромную армию, которая бежит к тебе на всех порах.
Моды
Сделаю краткий очерк. Они есть и вносят сильное разнообразие в игру. Есть и мод по фентезийному Вархаммеру, и по Японии, и про пещерных людей, в общем, чего только нет. Главное понимать, что они, зачастую, недоделанные или кишат собственными багами. Но интересными от этого они не перестают быть.
Mount & Blade - великая игра, которая создала множество личных историй полных предательства, мести и глупости.