При передвижении Фронтира на Запад, наличие находчивости и изобретательности зачастую было жизненно необходимым условиям для выживания первых переселенцев. Неудивительно, что в середине 19-го века были найдены пути использования дармовой энергии, которую обеспечивали бескрайние, безлесые прерии - Ветра.
Концепция для Запада была не нова. Так в письменном отчете экспедиции Льюиса и Кларка отмечалось, что однажды колеса были прикреплены к одной из лодок, чтобы переместить ее на небольшое расстояние по суше. Ветер, попавший в паруса лодки, «двигал её сам собой».
Новый толчок к развитию Wind Wagons - ветряных фургонов (далее - WW), дали золотые лихорадки, возникающие то тут то там. Все хотели не тащиться за быками по прериям, а как можно скорее добраться первыми до желанных золотых россыпей.
Некто Томас. появился на WW собственного изобретения в Вестпорте, Миссури в 1853 году. Он нашел потенциальных инвесторов, построил усовершенствованный WW и пригласил их в ознакомительный заезд. «Корабль» имел 25 футов (7,6 м) в длину, 7 футов (2,1 м) в ширину, с колесами высотой 12 футов (3,65м). Мачта высотой 20 футов (6 м) была оснащена тканевым парусом. WW отбуксировали в прерию две упряжки обычных волов. Гости расселись по местам, фургон тронулся с места...Но почти сразу же сломалось рулевое управление и WW стал описывать круги по степи. Несостоявшиеся инвесторы посыпались из кузова и оставили Томаса кататься на своем творении, пока тот "не сел на мель" в глубоком овраге возле ручья Индейки.
Томас успокоился до 1859 года, когда была найдено золото в Пайк-Пикс, Колорадо. Он выступил с предложением разработать новый корабль, способный доставить две дюжины пассажиров на золотые прииски всего за шесть суток - невероятные 100 миль в день, что составляло примерно 1/10 от времени, которое требовалось для фургона, запряженного волами. Снова завоевав внимание инвесторов, Томас представил публике свой корабль третьего поколения, даже больший, чем второй. Снова начались испытания, отчетов о них не сохранилось, но как сообщила одна из местных газет "несколько недель назад партия золотоискателей наткнулась в прерии на обломки Супер-Ветряного корабля в нескольких милях западнее Вестпорт".
В том же 1859 году и практически в то же время Эндрю Доусон, житель Оскалузы в соседнем Канзасе сконструировал гораздо меньший и более легкий WW. Его повозка имела меньшие габариты и устройство для поворота паруса, при неблагоприятном ветре. В конце марта 1860 года в сопровождении двух (или трех) компаньонов Доусон отправился в Колорадо за золотой мечтой. Как сообщалось в «Демократ Сент-Луис Миссури» и в «Государственном протоколе Топика», партия Доусона достигла Денвер-Сити 17 апреля, в «новомодном фрегате» за 20 дней.
Самой известной, задокументированной поездкой WW на золотые прииски, и безусловно, самой захватывающей, была экспедиция Сэмюэля Пеппарда. Пеппард тоже был жителем Оскалузы и воодушевленный успехом Доусона, решил построить аналогичное транспортное средство.
Пеппард разработал легкую повозку длиной всего 8 футов и шириной 3 фута. У его "концепткара" было четыре колеса большого диаметра, две мачты и два паруса, один больше другого, каждый из которых был поднимался веревочно-шкивным устройством. Большая дорожная лампа была подвешена на носу судна, чтобы можно было ехать и ночью. В случае если ветер стихнет, WW можно было тащить вперед постромками. Вся повозка весила около 350 фунтов (160 кг) и была способна перевозить груз и пассажиров, общим весом 500 фунтов (226 кг).
Во время пробной поездки фургон «Пеппард» поймал сильный ветер, и даже когда экипаж переключился на меньший парус, скорость оценивалась в сорок миль в час (64 км/ч). Небольшой пригорок отправил их в непродолжительный полет, который свидетели оценили в целых 30 футов (9 м). После приземления сломались обе оси, а повозку и пассажиров разбросало по прерии. Однако, Пеппарду потребовалось всего несколько дней, чтобы устранить повреждения, заменить оси и установить столь необходимые тормоза!
В середине мая Пеппард и его команда "отплыли" из Оскалузы, преодолев 50 миль в первый день по тому же маршруту, что и Доусон. В особенно удачный день фургон проехал 50 миль за три часа, при этом обогнав по маршруту 625 команд. Пеппард вспоминал, что их максимальная скорость составляла две мили за четыре минуты (т.е.. 30 миль в час), т.к. если фургон двигался быстрее то перегревались буксы (подшипники скольжения).Учитывая все эти обстоятельства, то преодоление 90 миль было «хорошим днем», но в один день они проехали 160 миль. Пеппард также вспомнинал, что за четыре с лишним недели на трассе только девять дней дул попутный ветер.
В ходе путешествия "ветрогонщики" Пеппарда были «обличены» обладателями обычных фургонов. когда те прибыли в форт Кирни. они рассказывали, что вид мчащейся повозки заставлял нервничать лошадей и мулов и с особым злорадством рассказывали как они поносили команду WW в безветренные дни. В другом месте небольшая группа индейцев преследовала WW и все напряглись, когда повозка остановилась, чтобы исправить мелкую неисправность. К счастью помеху быстро устранили и ветрофургон легко оторвался от индейцев, которые к тому же просто хотели посмотреть на удивительную "шайтан-арбу" белого человека.
Когда фургон преодолел почти 550 миль из 600, случилась непредвиденная авария. На пути WW оказался "пыльный дьявол", вообщем то не редкое для тех мест явление. Все, что требовалось, - это опустить парус, пока мини-торнадо не пройдет. Однако Пеппард так сильно дернул веревку, что порвал ее, оставив парус в поднятом положении. Оказавшись под воздействием вихря, весь фургон был поднят в воздух и с высоты примерно 20 футов (6 м) грохнулся об землю. Оба задних колеса были разбиты в щепки, досталось и всему остальному фургону.
Чудом оставшийся невредимым, экипаж осматривал обломки, когда их настигли обычные конные повозки. Последние 50 миль до Денвер-Сити ветрогонщики преодолели благодаря конной тяги, а не переменчивым, хоть и сильным ветрам прерии. Можно представить, что в Денвер-Сити не звучали фанфары для команды золотоискателей, доставленной с обычным грузом.
Источники: Канзаспедия, the fence post, Look and Learn
Понравилось? Тогда ставь палец вверх и подписывайся, чтобы ничего не пропустить))).