Найти в Дзене
SOUNDSCAPE

Меллотрон - орудие прогрессивного рока, или успеть за 8 секунд

Сложно переоценить то значение, которое имело появление в рок-музыке такого интересного, и в чём-то непростого музыкального инструмента, как меллотрон. А как же и кем был создан данный инструмент, и как он появился в арсенале рок-музыкантов? Идея создания прообраза меллотрона появилась ещё в далёком 1946 году у американца Гарри Чемберлина/Harry Chamberlin, который для того, чтобы демонстрировать друзьям своё домашнее увлечение игрой на органе, придумывает клавишное устройство, где под каждой клавишей располагалось миниатюрное устройство воспроизводящее заранее записанные на магнитную ленту звуки. Первая модель такого музыкального устройства называлась Chamberlin100 ( Model 100 Rhythmate) - их было сделано в конце 40-х годов всего 10 штук. Следующая модель (Model 200) стала предвестником современного сэмплера, и уже могла воспроизводить звуки флейты, гобоя, струнных инструментов. Такие модели производились вплоть до 1959 года и выпущено их было порядка 100 штук. Гарри Чемберлин решае

Сложно переоценить то значение, которое имело появление в рок-музыке такого интересного, и в чём-то непростого музыкального инструмента, как меллотрон.

А как же и кем был создан данный инструмент, и как он появился в арсенале рок-музыкантов?

Идея создания прообраза меллотрона появилась ещё в далёком 1946 году у американца Гарри Чемберлина/Harry Chamberlin, который для того, чтобы демонстрировать друзьям своё домашнее увлечение игрой на органе, придумывает клавишное устройство, где под каждой клавишей располагалось миниатюрное устройство воспроизводящее заранее записанные на магнитную ленту звуки. Первая модель такого музыкального устройства называлась Chamberlin100 ( Model 100 Rhythmate) - их было сделано в конце 40-х годов всего 10 штук.

Следующая модель (Model 200) стала предвестником современного сэмплера, и уже могла воспроизводить звуки флейты, гобоя, струнных инструментов. Такие модели производились вплоть до 1959 года и выпущено их было порядка 100 штук.

Одна из первых моделей Chamberlin
Одна из первых моделей Chamberlin

Гарри Чемберлин решает продвинуть свой инструмент, и наладить его продажи в Англии, для чего нанимает агента Била Френзена, который по-своему истолковывает задание, и просто продаёт представленные ему образцы компании Bradmatic Ltd. Владельцы компании братья Норман, Френк и Лес Бредли были хорошими инженерами, и они просто копируют чемберлиновский инструмент привнеся в него небольшие доработки. Так, в 1963 году, появляется первая модель меллотрона Mark I. Название инструмента (меллотрон) получилось от производной из двух слов «melody» и «electronics». А братья Брэдли, для производства меллотронов, основали в Бирмингеме новую компанию Streetly Electronics. До того, как инструмент попадает в руки рок-музыкантов, остаётся пара шагов.

Изначально меллотрон предназначался исключительно для домашнего использования. На британском телевидении он рекламировался как инструмент для идеальной семейной вечеринки, но его цена в то время составляла поистине гигантскую сумму в тысячу фунтов. Для примера, стоимость среднего дома составляла 2000-3000 фунтов стерлингов.

В то же время надежность модели Mark I оставляла желать лучшего, и она была модернизирована до модели Mark II. Клавиатура этой модели меллотрона была разделена на две части — ритм-секцию и секцию аккомпанемента.

Mark II
Mark II

В это время в 1964 году на заводе Streetly Electronics работал музыкант Майк Пиндер/ Mike Pinder, который отвечал за сборку инструмента и осуществлял контроль на выходе. Он всячески изучает этот инструмент, и он настолько начинает ему нравится, что уйдя с завода, он создаёт в том же 1964 году наряду с другими участниками, группу «The Moody Blues», в которой использует меллотрон для записей композиций. Песня «Love and Beauty» со второго альбома «Days of Future Passed» (1967), становиться первым хитом группы для записи которого использовался меллотрон.

Далее Майк Пиндер знакомит с меллотроном группу «The Beatles», которая использует звучание инструмента для записи своей нетленной психоделической композиции «Strawberry Fields Forever».

Дальше эту лавину было уже не остановить - меллотрон начинают использовать всё большее и большее количество групп. Mark II можно услышать на первых трех альбомах «King Crimson» («In The Court Of The Crimson King», «In The Wake Of Poseidon» и «Lizard»), «Genesis» («Trespass», «Nursery Cryme» и «Foxtrot»). Его также можно услышать и на многих альбомах «Gentle Giant», «The Rolling Stones», «Yes», «The Kinks», «Pink Floyd» и других групп 60-х и 70-х годов. Музыканты начали открывать потенциал меллотрона для создания особой атмосферы, и для воссоздания звуков реальных инструментов.

Но, инструмент оказывается очень сложен в обслуживании. Постоянно требовалась чистка звукоснимающих головок. Плюс вес аппарата был немалым - Mark II весил 159 килограммов, что ограничивало его использование группами в мировых турах.

И хотя пополнять музыкальный банк инструмента можно было совершенно разными звуками - начиная от звуков всевозможных инструментов и заканчивая звуками фейерверков, сирен, звуками сражений, шумом дождя, ветра, грозы, шумом морского прибоя и т.д., длительность таких треков не могла превышать продолжительности более 8 секунд, учитывая конструктивную особенность инструмента и длину магнитной ленты, на которую записывался трек. А после проигранных 8 секунд записи звукоснимающая головка возвращалась в исходное положение, и запись таким образом закольцовывалась (получался своеобразный сэмпл).

Исходя из всего этого Рик Уэйкман/ Rick Wakeman из группы «Yes» был так раздражён постоянными проблемами с меллотроном, с его настройками и лентами, что сжёг два своих экземпляра M400. Хотя это была уже более адаптированная для рок-музыкантов модель и весила всего 55 кг.

M400
M400

Но, тем не менее, никто из музыкантов не собирался отказываться от использования меллотрона. Первопроходцы «The Moody Blues» использовали его как при студийных записях, для и для своих концертов. В предлагаемой композиции «Melancholy Man» видно, как Майк Пиндер где-то со 2 минуты активно использует меллотрон для создания особой атмосферы композиции.

Видео с сайта www.youtube.com, канал: GIGS

Теперь же звуки меллотрона знают все меломаны, и все композиции классики рока, где он использовался. Самым, пожалуй известным, является альбом «In The Court Of The Crimson King» (1969) группы «King Crimson», где этот инструмент создал мрачную, шизоидную атмосферу, необходимую музыкантам для концепции альбома.

Но предлагаю послушать, может быть, не так известную композицию «River Of Life» от группы «Premiata Forneria Marconi», где меллотрон используется во всех своих красках.

Или вот такое соло на меллотроне:

Видео с сайта www.youtube.com, канал: doomandmore

80-е годы и развитие электроники отодвинули меллотрон на задний план, но в последние годы интерес к нему снова возрос. И именно к тем старым, ламповым моделям, у которых отмечается более мягкий звук. Его используют для записей своих альбомов такие современные группы, как Radiohead, REM, Red Hot Chili Peppers, Dream Theater, Monster Magnet и многие другие.

Демонстрация возможностей и элементы конструкции меллотрона демонстрирует Tara Busch

Видео с сайта www.youtube.com, канал: Tara Busch

У меня же в своё время была идея фикс находить и слушать только те группы, которые в своём творчестве используют этот чудо-инструмент - уж больно завораживающие звуки он издавал.

Наука
7 млн интересуются