Найти в Дзене
Писатель дома

Scottish Borders: о численности разбойных рейдов в Приграничье

Алистер Моффат "The reivers", перевод мой.

Пристрастные наблюдатели, описывающие выигранные битвы, победы в мелких стычках и тяжело давшиеся рейды, имеют обыкновение преувеличивать число вовлеченных в конфликт бойцов. Это почти что традиция – гиперболизировать количество солдат в армии противника и огромные потери, понесенные им от рук меньшей численности, но более храброго отряда, который одерживает верх с удивительно малыми жертвами в своих рядах. Но когда английские источники описывают грандиозные толпы шотландских налетчиков, грохочущих в рейде напролом через границу, цифры просто не сходятся.

Внушающие доверие историки сравнили численность населения, фигурирующую в переписях двенадцатого века, с ориентировочным количеством населения в Приграничье шестнадцатого века, и получили приблизительные совпадения. На английской стороне границы, во всех трех Марках под властью хранителей, проживало 120 000 человек. А в трех Марках Шотландии – всего 50 000 человек. Этот дисбаланс, примерно 2,5 к 1, объясняется тем, что оба крупнейших города Приграничья, Бервик и Карлайл, были английскими.

Эти общие сравнения проясняют кое-что важное. На шотландской стороне границы проживало, в лучшем случае, всего лишь 15 000 бойцов, годных сражаться. Вычтем половину численности населения – так как женщины, как правило, не сражались, во всяком случае, не в армии, и не в рядах рейдеров, и вычтем еще 10 000 тех, кто слишком юн, слишком стар, слишком немощен, или по любой другой причине негоден в строй – вот и останется те самые 15 000. Даже если рейдеры были столь юны, как и Роберт Джонстон (участник резни в Локерби, завершившей открытую кровную войну Джонстонов и Максвеллов, ему было 12 лет – прим. пер.), все равно цифра завышена.

Таким образом, когда Уолтер Скотт Бокле (Wicked Watt) собрал и повел 3 000 копий на большой рейд в Англию в 1532 году, 20% всей военной силы всего Приграничья село в седло вместе с ним. И даже более того – когда он призвал этих людей следовать за собой, весь Тевиотдейл должен был обезлюдеть. Все это выглядит маловероятным.

Граница между Англией и Шотландией, наши дни. Фото (С) Cheviotwalks https://www.facebook.com/cheviotwalks
Граница между Англией и Шотландией, наши дни. Фото (С) Cheviotwalks https://www.facebook.com/cheviotwalks

Сравнение численности англичан и шотландцев весьма поучительно. При том, что им приходилось – с большой вероятностью – противостоять огромному численному преимуществу противника, шотландские рейдеры неплохо умели поддерживать баланс сил. Даже держа в уме тот факт, что количество шотландских рейдов является сильно преувеличенным, так как оно фиксируется английскими источниками (движение же в обратном направлении не обязательно было сильно меньшим, так как шотландские источники и сравнительно беспристрастны, и довольно редки), достойно удивления, что Аннандейл, Тевиотдейл и долина Твида не были постоянно и полностью разграблены и опустошены – более, чем они были на самом деле. Геология также обеспечила для северных долин большую ширину и плодородность – в отличие от долгих миль трясин и болот на юге.

Возможно, шотландские кланы были плотнее взаимосвязаны, лучше организованы и более мотивированы – by need and greed – нуждой и алчностью. Едва ли это было битвой наций, с армиями, численность которых была сравнима с числом народонаселения края. Рейды и рейдерство обычно охватывали довольно малое число людей, и тут уж срабатывает эффект значимости упоминания. Просто не стоило беспокоиться из-за банды в два десятка налетчиков, держащих свой путь с вершин Чевиотов, чтобы поживиться коровами в Кокетдейле.

Еще историй о шотландском Приграничье, достоверных и романизированных – здесь.