Заброшенные объекты традиционно интересны людям. Еще бы, ведь когда какое-либо сооружение перестает выполнять свои прямые функции, а значит усиленно охраняться, его устройство и ранее скрытые от посторонних глаз секреты, любопытные люди получают возможность изучить. И чем старше и необычнее при этом объект, тем лучше. Одним из таких объектов, связанных с железнодорожной инфраструктурой, является Дидинский тоннель в Свердловской области.
Подумать только, это огромное и сложнейшее с инженерной точки сооружение, было построено в самом начале прошлого века. Его закопченные своды, видели целую железнодорожную эпоху. Когда-то, по нему ездили паровозы. А теперь он заброшен.
Во второй половине XIX века, российское правительство окончательно осознало необходимость массового строительства железных дорог. Хочу сказать сразу, что дело не в какой-то закостенелости, или излишней консервативности чиновников, не видящих перспектив в такого рода технологиях. Дело в том, что во всем мире, железные дороги еще не считались транспортной панацеей от многих проблем связанных с перемещением людей и грузов, а их потенциал еще не был столь очевиден.
Однако именно в нашей стране, с её огромными размерами, железнодорожный транспорт стал своего рода палочкой-выручалочкой, волшебным инструментом, позволяющим связать самые дальние части страны. И как главную артерию, делавшую страну по-настоящему единой, построили Транссибирскую магистраль.
Строительство легким делом назвать нельзя. Непроходимые леса, горы, могучие реки, малозаселенные районы Сибири - через все это должна была протянуться железная дорога. К счастью, местные жители понимали, на сколько полезное и необходимое это дело, потому на работы с удовольствием шли люди из находящихся в непосредственной близости от будущей магистрали населенных пунктов. Ну и платили за это конечно не плохо. Не исключением стал и Дидинский тоннель.
Названный в честь находящейся неподалеку деревни, тоннель сооружался силами крестьян из окрестных деревень. Это был один из последних участков, уже в целом сформировавшейся на Урале железнодорожной сети. Окончательное завершение строительства и открытие перехода, пришлось на не легкие годы гражданской войны. Наверное, то что это открытие в 1918 году вообще состоялось, уже можно считать своего рода чудом.
Активно использовавшийся на протяжении всего XX века Дидинский тоннель, пережил эпоху паровозов, пропускал через себя везущие свои грузы из одного конца страны в другое поезда и честно отслужил вплоть до 1995 года. На рубеже веков, тоннель был не в самом лучшем состоянии. Его нередко затапливало, рабочие не знали, как бороться с постоянно скапливающимся на путях льдом, а движение поездов из-за неудовлетворительного состояние перехода, было ограничено всего 10 км/ч.
Увы, лица ответственные за принятие решений, посчитали что чем приводить старый тоннель в нормальное состояние, проще его закрыть. Сейчас большую часть года он частично подтоплен. Рельсы и сигнализация в нем сняты. Не могу сказать, сделали это железнодорожники, или инфраструктуру попросту растащили на металл, но очевидно одно - эти черные от паровозной копоти стены, больше никогда не увидят проезжающего поезда, а в тоннель заглядывают разве что диггеры и любители заброшек. Печальный финал