Наверное, самые известные рыцарские романы - это "Айвенго" Вальтера Скотта и "Крестоносцы" Генрика Сенкевича. Причем, если действие первого романа разворачивается в Англии, то второй автор описывает совсем близкие нам земли - современную Польшу и Беларусь. А если есть рыцари, то, совершенно по стереотипу, они должны жить где? В замке! Вот в одном замке, который мог бы быть описан в сюжете "Крестоносцев" мне и довелось побывать. Речь идет о замке, который с 2000 года внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенном в небольшом поселке Мир на территории Беларуси.
1. Я не буду глубоко вдаваться в историю постройки замка, скажу лишь, что его начали строить в XVI веке, не только и не столько как оборонительное сооружение, сколько как дань тщеславию, которое вело будущего владельца замка к титулу графа Великой Римской империи, для чего, среди прочего, нужно было владеть и замком. Впоследствии замок перестраивался, но не кардинально. И теперь он выглядит вот так.
2. Замок имеет ярко выраженный готический стиль. Однако я анонсировал рыцарей этого замка, вот давайте к ним и вернемся. Точнее даже не к рыцарям, а к их доспехам. Не буду строить из себя большого специалиста в этой области: все доспехи подписаны теми словами, что присутствуют на табличках возле них. Начнем с реконструкции итальянского доспеха 16 века.
3. В том же зале посетителей встречает и трехчетвертной гусарский доспех 17 века. Что-то меня в тот момент, когда я его увидел, насторожило, но я еще не осознал что. А вот название трехчетвертной означает, что доспех не полный, например остаются открытыми часть ног и рук. Т.е. рыцарь таким доспехом закрыт как бы на три четверти.
3. Да лее по экспозиции музея (достаточно интересной) встречается доспех, как написано на табличке, в ренессансном стиле, 16 век. ЧТо сие означает - для меня загадка, хотя можно предположить, что доспех либо сделан в Италии (а тогда делали лучшие доспехи), либо старательно копирует итальянские.
4. Возле вот этого доспеха табличка говорит, что это доспех рыцарский Милан, Мадрид, 15 век. Вообще не понятно. Если только бывший владелец оригинала (а на выставке представлена реконструкция по образцу) заказывал доспех по частям Миланским и Мадридским мастерам. Вот этот доспех, как раз является полным, и, как мне кажется, скорее был турнирным, нежели боевым.
5. На самом деле, рыцарские доспехи в замке не собраны в одном месте, а встречаются в разных местах, хотя и сгруппированы. Я правда не очень понял принципа группировки. Вот в очередном зале попался еще один воссозданный по образцу - трехчетвертной доспех 16 века. Несколько нелепо выглядит, но если учесть, что под него одевалась кольчуга и мысленно ее представить - то все получается вполне ничего.
6. А это - классический швейцарский доспех 16 века (опять же, если верить табличке рядом).
7. А вот следующий экспонат заставил меня понять, ЧТО меня насторожило ранее при осмотре гусарского доспеха. Итак, перед нами гусарский доспех Речи Посполитой. На табличке стоит дата 1620-1640 годы, но воинов в таких доспехах "видели" гораздо раньше, во времена Смуты на Руси, когда Польша активно старалась поглотить Москву и Московское государство. И даже практически усадила на престол своего королевича. Но не срослось... А сам доспех - это очень интересное изделие. Особенно необычны "крылья" польских гусар. Перья при движении начинали издавать шум, что пугало лошадей (да и не только лошадей) противника, дуги защищали от удара со спины, да и являлись амортизатором в том случае, если рыцарь падал, при этом еще и получалась своеобразная защита от удара затылком при таком падении. Короче, очень интересная конструкция. И очень дорогая. Поэтому позволить себе ее могли только элитные воины (по сути тогдашний спецназ) - гусары.
8. Воспитание рыцаря начиналось лет в пять. И уже с того времени, его учили всем премудростям рыцарского дела: плавать, читать, разбираться в геральдике, и т.д. и т.д. Но основное место отводилось владению оружием, а доспех у хорошего рыцаря вполне мог быть и оружием. Поэтому ребенка одевали в железо с самого раннего детства, заставляли не только носить эту "одежду", но и гордится ей, беречь ее, использовать ее. Здесь представлена реконструкция детского доспеха 17 века германского кирасного типа.
Вот как то вот так с рыцарями Мирского замка. И это все на сегодня. Всем спасибо за внимание, за оценки и комментарии. Удачи!