Найти тему
О литература

А.Блок. "Сегодня я - гений"

Сегодня мы поговорим о Блоке и в частности о его поэме "Двенадцать". Произведение крайне неоднозначное. Произведение, которое металлическим клином врезалось в русскую литературу.

с сайта: https://rustih.ru/aleksandr-blok/
с сайта: https://rustih.ru/aleksandr-blok/

Поэма написана в послереволюционном зимнем Петрограде. После окончания работы Блок напишет:

Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его — призывы к семейному порядку и православию)…
Сегодня я — гений.

Поэма вызвала необыкновенный шум и среди большевиков и среди русской интеллигенции. И левые и правые вели много споров о том, что хотел сказать поэт в этой поэме.

Произведение написано в "блатном", таком не свойственном для Блока, стиле. Основная линия сюжета - двенадцать человек красноармейского патруля делают обход по городу. Они ненавидят, убивают. Ими движет ненависть к старому укладу общества. Но какое отношение поэта к этим героям? Хорошее или плохое? Оправдывает он этот "пожар революции" или осуждает?

Блок говорил, что : "Поэма не политическая вещь". Мол, она написана под влиянием "шума революции", под влиянием лозунгов, в ней отражены настроения народных масс. То есть, поэма отражает электрический, заряженный духом борьбы, воздух Петрограда. Вроде как, Блок писал то, что видел, ни сочувствуя ни тем, ни другим.

Я склонна полагать, что это не совсем так. Даже стилистика поэмы не свойственна поэту. Малограмотный язык солдат революции. Блок, как будто иронично и очень тонко издевается над всеми бессмысленными грабежами, разбоями, злобой, творящимися вокруг. Он не прославляет идею социализма, он показывает, что стало с этой идеей на практике:

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь ...

"Пальнем-ка пулей в Святую Русь" - в этих словах и сокрыто страшное осознание случившегося. Полагать, что Блок поддерживал "мировой пожар в крови", не стоит. Известно, конечно, что поэт работал на большевиков и вроде принял революцию. Хотя, возможно, просто приспособился к новому укладу общества. Дело в том, что Блок не хотел в эмиграцию, он хотел оставаться с Россией, в сложные для нее годы, поэтому выбора у него не было. Не удивительно ли, что поэт-символист (поэзия символизма не отражает взглядов большевиков, упадническая поэзия) вдруг остается в почете и даже весьма угоден власти? Блок, действительно, гений. Метафорами, неоднозначными образами, он умел скрыть свое отношение практически ко всему. Интересны воспоминания Корнелия Зелинского:

Ранней осенью 1918 года я встретил Александра Блока. Поэт стоял перед витриной продовольственного магазина, за стёклами которой висели две бумажные полосы. На них были ярко оттиснуты слова: на одной — «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем», а на другой — «Революцьонный держите шаг! неугомонный не дремлет враг!» Под каждой из этих строк стояла подпись: «Александр Блок». Поэт смотрел на эти слова, словно не узнавая их, круглыми спокойно-тревожными глазами, взор которых для меня всегда был полон содержания, привлекавшего к себе, но трудно объяснимого… — Признаюсь, для нас радость и неожиданность, что и вы вошли в нашу борьбу, — по-мальчишески самоуверенно продолжал я, показывая на плакаты за витриной.
— Да, — смутился Блок, — но в поэме эти слова произносят или думают красногвардейцы. Эти призывы не прямо же от моего имени написаны, — и поэт будто с укоризной посмотрел на меня.

Интересно и то, почему Блок перед смертью умолял сжечь поэму "Двенадцать"? Больной астмой Блок, который работал на советскую власть, просил выезда за границу, на лечение. Ему было отказано. Я думаю, для него это было ударом, он отказался от приема лекарств и пищи.

Знаменитое окончание поэмы, тоже ставит всех в ступор. С одной стороны впереди красноармейцев идет Христос с красным флагом и возглавляет революцию, а если посмотреть с другой стороны? Христос идет в белом венце, именно в белом. Иисус олицетворяет страдания, которые испытывает "Святая Русь", в его руках не красный флаг, а кровавый. И идет он впереди солдат, не возглавляя их, а показывая то, что даже "кровавая революция" заслуживает прощения. Впрочем, и то, и другое, мнение субъективно. Объективно одно то, что Блок этими словами навсегда вписал себя в русскую литературу:

Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.