Возле Минского Кургана Славы стоят несколько советских танков и САУ.
По ним можно проследить эволюцию советской тяжёлой танковой конструкторской школы и увидеть пик её развития - Т-10М.
На табличке он подписан, правда, как Т-10.
А по факту перед нами явный Т-10М.
Присутствуют основные внешние признаки, такие как модернизированная башня с элементами установки приборов ночного видения, пушка М-62-Т2 и турель для пулемёта КПВТ.
Характерным образом для Т-10М расположены башенные поручни.
Тяжёлый танк Т-10 стал самой лучшей версией всех советских тяжёлых танков.
Непосредственными его предшественниками были ИС-3 (стоит рядом) и ИС-4.
В Т-10 собрали все наработки, требования военных, особенности боевого применения тяжёлых танков в Великой Отечественной.
Первым в линейке непосредственных предшественников Т-10 стал ИС-1 с 85-мм орудием.
Хорошая платформа, но слабое вооружение почти сразу привели к новой версии - 122-мм ИС-2.
Боевое применение показало слабые места и запустило процесс модернизации.
Новый корпус, новая башня, модернизированная ходовая - появился ИС-3 с характерной формой верхней лобовой детали - щучьим носом.
Параллельно на другом заводе по тем же требованиям создали ИС-4.
Более защищённый, более тяжёлый, но существенно менее надёжный.
ИС-1 появился в 1943 году, в том же году сразу за ним появился и ИС-2.
ИС-3 пришёл в войска в 1945, сразу после войны.
ИС-4 поступил на вооружение Красной Армии в 1946.
ИС-1, ИС-2 и ИС-3 к началу 1950-х считались сильно устаревшими, а ИС-4 был слишком тяжёлым (60 тонн) и настолько проблемным, что большую их часть переоборудовали в неподвижные огневые точки на китайской границе.
Тогда военные вспомнили о начатом проекте модернизации ИС-3 под индексом ИС-5, обновили номер до ИС-8 (цифры 6 и 7 были заняты предыдущими неудачными попытками) и стали разрабатывать его.
Улучшили бронирование, изменили ходовую часть и трансмиссию, ограничили боевую массу 50-ю тоннами.
Получили машину внешне очень похожую на ИС-3.
Испытали и приняли на вооружение в 1953 году.
При этом танк переименовали ещё раз.
В 1953 году аббревиатура ИС резко стала не модной.
Поэтому новый танк получил тип Т-10 (десятый советский тяжёлый танк).
Сначала его пушка была аналогична орудиям Д-25 танков ИС-2, 3 и 4, но потом Т-10 модернизировали и он получил пушку М-62-Т2 с эжектором и приметным дульным тормозом.
Всего выпустили (сложно сказать сколько) танков.
В разных источниках их количество колеблется от 1539 до 8000 экземпляров.
С вооружения Т-10 и его модификации были сняты в 1993 году.
Один из самых простых способов отличить Т-10 и ИС-3 для неспециалиста - пересчитать число опорных катков.
У ИС-3 их шесть, а у Т-10 - семь.
Ходовая часть Т-10 была обновлена, получилась удачной и вошла в число элементов большинства вариантов послевоенных модернизаций тяжёлых танков и самоходок.
Старые танки при модернизации получали опорные катки Т-10, а в некоторых случаях на них ставили и его широкие гусеницы с характерными отверстиями для расширителей на краях траков.
Ширина гусеницы Т-10 - 720 мм., шаг трака - 160 мм.
Днище танка и его борта соединены под углом, предвосхищая конструкцию современных машин MRAP.
Т-10 стал последним советским тяжёлым танком.
В начале 1960-х годов на бронетанковую сцену начали выходить первые Основные Боевые Танки.
Машины, сравнимые с тяжёлыми по калибру вооружения и бронезащите, но более подвижные и лёгкие.
После их появления тяжёлые танки стали не нужны.