Не меньше 2000 лет германские племена, которым периодически становилось слишком тесно на севере Европы среди болот и лесов, расселялись во всех направлениях, пытаясь завоевать соседние нации. В этом смысле две мировые войны в XX веке являются лишь продолжением многовековой германской экспансии. Однако развитие технологий к этому времени достигло такого уровня, что традиционная экспансия обернулась миллионными жертвами, включая жертв Холокоста.
Одним из традиционных направлений германской экспансии являлась Восточная Европа. Немецкое культуртрегерство в этом направлении широко известно под термином «Натиск на Восток» (нем. Drang nach Osten). Однако здесь существенную конкуренцию немцам составил древний народ с Ближнего Востока, имевший собственную культуру и давние традиции ремесел и торговли и взаимопомощи среди соплеменников, а также отлично освоивший один из диалектов немецкого языка, который стал для многих родным, - идиш. Евреи действительно веками составляли серьезную конкуренцию немцам как в торговле, так и в ремеслах по всей Восточной Европе. Но не только они.
Другим «конкурентом» германцев традиционно представлялся мир славянских народов, которые, по мнению ряда немецких деятелей эпохи Просвещения, заняли лучшие земли в Европе, но не умели ими распорядиться для своего блага. Это во многом было правдой, однако если немецкие ученые XVIII века только строили на этот счет различные теории, то XX век дал возможность милитаристским кругам Германии реализовать эти теории на практике. Как обычно, разброд в умах закончился насилием на улицах. Нацистское видение «жизненного пространства» (нем. Lebensraum) зародилось еще до их прихода к власти в Германии.
Первая мировая война, которая разразилась в августе 1914 года, имела причиной формальный casus belli – убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены в Сараево сербскими анархистами. Но очевидно, что повод для войны был бы найден в любом случае. Характерно, что как немцы и австрийцы, так и русские и прочие славяне (хорваты, болгары, чехи, словаки воевали на стороне врагов Российской империи, а, например, поляки – по обе стороны фронта) уходили на эту войну с ликованием, уверенные в своей победе.
Однако все сложилось иначе: в России разразились две революции одна за другой. По Брест-Литовскому мире в марте 1918 года советское правительство согласилось на еще более худшие условия, чем те, которые ранее отвергало. Теперь оно отказывалось от Польши, Украины, стран Балтии и Финляндии. Но этот «победный мир» для Германии сменяется «позорным миром» в Версале в 1919 году. В немецких милитаристских и националистических кругах это поражение объяснялось тем, что непатриотичные революционеры-«леваки» одержали верх над прусским кайзером и предали армию. Позднее нацисты упрекали «еврейских марксистов» даже в потере хлебной житницы - Украины.
Российская империя, вначале имевшая большие шансы одержать победу над «сумрачным германским гением», утвердив примат славянства в Восточной Европе, рухнула под грузом внутренних противоречий (банально, но факт). Но и две германские империи – Пруссия и Австро-Венгрия, которые вроде бы тоже имели много шансов на победу в Первой мировой войне, также рухнули преимущественно по внутренним причинам.
В так называемый веймарский период Германия, дико уязвленная проигрышем в Первой мировой войне, стала строить ревизионистские планы. Советский Союз, который собрал заново империю на руинах России, рухнувшей и также проигравшей Первую мировую войну, переживал похожие ревизионистские идеи и стал естественным союзником прежнего врага - Германии. Однако, как часто бывало в истории России, она в очередной раз дико просчиталась с выбором союзника.
Немецкие пропагандисты поставили на свою службу новейшие на тот момент открытия в истории и языкознании индоевропейских народов, которые в немецкой традиции имели характерное наименование индогерманских.
Для нацистов введенное псевдо-историками понятие «земли германской культуры (нем. Deutscher Kulturboden) открывало дверь в другие этнические группы, которые фактически или гипотетически в процессе истории становились германскими путем ассимиляции. Хотя объективно такой подход был плохо совместим с расовым восприятием истории в гитлеровской Германии. Нацистский взгляд на историю был отражен в картах школьного исторического атласа Putzgers Historischer Schul-Atlas, который впервые был напечатан в 1937 году. «Старый взгляд» на историю показывает путь городской цивилизации со Среднего Востока через Грецию и Рим на север Европы. Этот подход контрастирует с «новым взглядом», который представляет Германию в качестве «доисторического сердца Европы».
Веймарский синдром и ревизионизм нашли выражение еще в начале Второй мировой войны в массовом переселении немцев, живших столетиями вне собственно Германии, - Volksdeutsche. Конечно, в концепции «разъединенной нации» сыграла большую роль личная ситуация фюрера Адольфа Гитлера. Точно так же в наши дни подобные ущербные личности с непростой судьбой пытаются возродить эту концепцию применительно к русской нации, объявляя русскими белорусов и украинцев.
Volksdeutsche считались германцами или более конкретно - немцами, хотя их предки жили в различных странах Европы вне собственно немецких земель на протяжении многих веков. Стремлением нацистской Германии «вернуть домой» этих людей - в Третий Рейх было продиктовано заключение пакта Молотова-Риббентропа между гитлеровской Германией и сталинским СССР, а также соглашения со странами Балтии и Румынией.
Тут мы подходим к очередному стратегически важному пункту в истории Европы. Славяне были или включены германцами в состав их империй, но показывали явное пренебрежение (чехи, поляки, словаки, хорваты), или сами представляли собой империю (поляки, белорусы, украинцы, русские в составе Российской империи). Первая мировая война разгорелась как раз на стыке империй – из-за Сербии, которая не входила ни в германскую, ни в славянскую империю.
Ко Второй мировой войне германцы нашли нового противника-«виновника своих бед» – евреев. Он был найден по принципу психологического переноса, или сублимации – как наиболее слабый противник, на котором можно сорвать свою накопившуюся агрессию. (Сейчас именно по этому принципу переживающая веймарский синдром Россия ведет войну против Украины). Реальным проявлением этой сублимации стал всем известный Холокост. Одним из регионов Восточной Европы, где разыгрались самые страшные трагедии Холокоста, стала Прибалтика и в том числе - Латвия.
Еще в средние века основными жителями так называемого Московского форштадта в центре Риги были не только русские купцы, но и евреи. Первые сведения о еврейских купцах датируются 1536 годом. Однако постоянные места жительства начали создаваться в 1638 году, когда за городскими стенами на территории нынешнего Центрального рынка построили первый еврейский дом. Каждый день, после окончания времени торговли, евреям нужно было оставить городскую территорию. Вернуться они могли только с открытием рынка.
После того как балтийские республики в 1941 году были заняты германской армией и был образован Рейхскомиссариат Остланд, его администрация приняла решение о создании Рижского гетто. Оно размещалось на территории, входившей в состав Московского форштадта (предместья) Риги. Границами гетто были определены: улица Московская — улица Витебская (Ерсикас) — улица Еврейская (Эбрею) — улица Ликснас — улица Лаувас — улица Лиела Кална — улица Киевская (Католиков) — улица Крустпилсская — улица Лачплеша.
В Рижское гетто, огороженное колючей проволокой, переселили еврейское население со всего города. Всего в нем содержались под круглосуточной охраной более 32 000 человек. Судьба людей, помещенных в гетто, сложилась трагически — печально известно место массового убийства у железнодорожной станции Румбула (погибло около 30 000 человек) и в Бикерниекском лесу (было расстреляно около 46 000 человек).
Ну и напоследок, недавно вышедший клип группы Rammstein, который отлично отражает как "сумрачный германский гений", так и атмосферу тоталитаризма советской эпохи, которая царила в Восточной Германии, где выросли члены этой легендарной группы. И, увы, атмосфера эта весьма ощутима и в современной России: история учит, что она ничему не учит.
О русских жителях исторического квартала Риги - Московского форштадта читайте здесь.
О быте немецких бюргеров Риги читайте здесь.
О судьбе австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, с убийства которого началась Первая мировая война, читайте здесь.
В 2020 году ФРГ увеличит выплаты пережившим Холокост. Сумма выплат будет увеличена на 44 миллиона евро. Пособия могут выплачиваться также лицам, которые спасали евреев во времена национал-социализма. Подробнее читайте здесь.
4 июля 1941 года нацисты и их местные пособники сожгли хоральную синагогу в Риге. В наши дни 4 июля в Латвии - День памяти жертв геноцида еврейского народа. В то же время каждый год 16 марта на улицах Риги проходит шествие латышских легионеров "ваффен-СС". Как такое возможно в одной стране? Почему в массовых убийствах евреев в 1941 году участвовали латыши? Подробнее читайте в интервью "Немецкой волне" доктора исторических наук, преподавателя Боннского университета Екатерины Махотиной (Dr. Ekaterina Makhotina).