Найти в Дзене
Образовашкин

Специальные учебники для детей с ОВЗ. FAQ

Оглавление

Специальные учебники для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) входят в ФПУ (федеральный перечень учебников) и находятся во втором разделе. У педагогов, работающих с такими детьми, возникает достаточно много вопросов по специальной литературе. Давайте рассмотрим наиболее частые из них:

По каким учебникам учить детей с ЗПР?

Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения прописаны во ФГОС ОВЗ:

Реализация АООП НОО для обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. С учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП НОО.

Можно ли детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учить по "обычным" учебникам?

Нет, нельзя. В Письме МОиН РФ «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 18.08.2016 говорится:

Обучение умственно отсталых в условиях инклюзии должно быть организовано с использованием только специальных учебников.

В ФПУ дублируются некоторые линии УМК, однако некоторые учебники обозначены как для школ 8 вида, а некоторые - для детей с интеллектуальными нарушениями. Какие нужно использовать?

Обучать детей нужно будет по учебникам для детей с интеллектуальными нарушениями, т.к. в понятие "школа 8 вида" является устаревшим. В Федеральном Законе № 273 «Об образовании в РФ» говорится:

П.1 ч.5 ст.108. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
5. Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года с учетом следующего:
1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;

Ко многим учебникам для детей с ОВЗ прилагаются рабочие тетради. Кто должен их покупать?

Письмо Министерства образования и науки РФ «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ» от 31.01.2017 № ОВ-83/07 дает нам ответ на поставленный вопрос:

Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. №1297, за счет средств федерального бюджета предусмотрено предоставление субсидий на создание в образовательных организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Средства федеральной субсидии и консолидированного бюджета субъекта Российской федерации могут использоваться в том числе и на приобретение учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями вводится постепенно. Можем ли мы использовать учебники с логотипом "ФГОС ОВЗ" в 5 классе (и старше) если "специальные" стандарты на них еще не распространяются?

Да. можете. Письмо Министерства образования и науки от 11.08.2016 № ВК-1788_07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» гласит:

Для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ Минобрнауки России рекомендует также использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью, размещенную на сайте fgosreestr.ru., или руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.

Остались еще вопросы? Пишите в комментариях!