Были ли у граждан Древнего Рима предрассудки касательно людей с другим цветом кожи? Вообще говоря, нет. В истории Римской Империи известен чернокожий император Септимий Север. Императором он стал, победив в гражданской войне другого претендента на этот пост, носившего имя Гай Песцений Нигер. Древнеримские историки не подчёркивали, а обычно даже не упоминали о цвете кожи исторических деятелей, из чего можно сделать вывод, что они не придавали ему значения. Само понятие расы — очень позднее, оно возникло только в Новое время, а политически актуальным стало в колониальную эпоху.
А вот на вопрос о том, были ли у римлян иные предрассудки, относящиеся к внешности, следует ответить — да, были. Например, по отношению к рыжим. Этот цвет волос считался маркером рабства и всяческой низости. Бытовало даже прозвище «Руфус», то есть «красный», в значении «рыжеволосий». Это связано с тем, что среди рабов было много кельтов, которых римляне называли галлами, среди которых рыжие волосы встречаются намного чаще, чем среди средиземноморских народов. Император Калигула однажды даже приказал выкрасить рыжим волосы всех пленных, которых вели за его колесницей во время триумфального шествия.
Ксенофобия в Древнем Риме была не менее распространена, чем в любой другой стране и в другие времена. Римляне с предубеждениям относились к грекам, которых считали изнеженными мужеложцами, болтливыми и лукавыми. Всех северян, в особенности германцев, полагали неуклюжими, грубыми и дикими. Восточные народы, с точки зрения римлян, были коварными и хитрыми, а египтяне ещё и колдунами. По отношению к жителям более отдалённых стран, таких как Индия и Китай, особых предрассудков не было, римляне просто с ними не сталкивались. В начале своей истории римляне особенно сильно не любили своих ближайших родственников и соседей — этрусков и прочие италийские племена, но со временем они слились с ними. Все уроженцы Италии с какого-то момента стали считаться подлинными римлянами.
Самым главным отличительным признаком между людьми, с римской точки зрения, была принадлежность к римской цивилизации. Культурный шовинизм всегда присутствовал в Древнем Риме и был основой древнеримского менталитета. Или ты ходишь в тоге, моешься в термах и говоришь на латыни, или ты грязный дикий варвар. В лучшем случае — подлый развращённый грек, сириец, египтянин, киликиец… Вот это убеждение у римлян было центральным. Римлянин был уверен в заведомом превосходстве именно римских ценностей и образа жизни над всеми прочими культурами и цивилизациями. И римские легионы несли свет римской культуры во тьму дикости и варварства, строя в завоёванных провинциях дороги, термы, храмы и стадионы.
При этом цвет кожи как легионеров, так и варваров, которых легионеры приобщали к достижениям высшей, то есть римской, цивилизации, значения не имел. Урождённый сириец, эфиоп или скиф, воюющий во вспомогательном конном отряде где-нибудь в Германии или Британии, был для римлянина своим. А белокурый голубоглазый кельт, бритт, германец из местного племени — чужаком, дикарём и варваром, годным в лучшем случае в рабы. Так что именно расизмом римляне не страдали, а вот шовинизм у них был, причём он лежал в основе всей древнеримской культуры и цивилизации.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев