Найти тему
Частное мнение

Отчет МАК: SSJ не виноват

Коротко об отчете МАК: экипаж несколько раз не ушел на 2й круг: при сдвиге ветра, нырке под глиссаду и первом отскоке. В результате дерганий штурвалом (сайдстик) произошло грубое приземление. Сдвиг ветра тоже виноват.

1. Новое и самое интересное: командир SSJ пытался уйти на 2й круг после второго удара (перегрузка 5,85g). Но двигатели до этого он уже успел перевести на реверс, и они не переложились обратно. Произошло третье разрушительное касание (5g)

.

2. После третьего удара двигатели потеряли управление, поэтому они не отключились даже после остановки самолета.

3. Система пожаротушения двигателей и ВСУ была включена, но насколько эффективно сработала - сложно сказать, т.к.пожарный баллон ВСУ по сигнализации стал пуст спустя 20 секунд после срабатывания датчика дыма. Найти баллон в обломках не удалось. Может, просто сгорело все.

-2
-3

4. Левая задняя дверь сгорела, положение рычага на ней "открыто", трап не выброшен. Бортпроводник Максим Моисеев мог (пытаться) открыть ее, не исключено. За ним в хвосте сгорели 40 пассажиров. На появившемся в сети видео тела лежат в проходе друг на друге.

-4

5. Молния и электрика. Специалисты продолжают проверку Ульяновского КБ, которое делало авионику. По электронике пока нет претензий. Ситуация с переходом в режим Direct mode могла выглядеть так: перезагружались блоки после удара молнии, и в этот момент кто-то дернул штурвал, в результате сработал сброс автоматического управления.

Всего за период эксплуатации SSJ было 8 переходов в режим Direct Mode, из них три успешных посадки.

.

6. Молния была. До и после Суперджета 13 бортов запрашивали обход грозы

-5

7. Молнии в Суперджет и раньше попадали. Нормально все.

-6

8. Экипаж перед взлетом видел засветки на радаре, но не стал запрашивать обход. Речевой самописец записал слова командира: "Сейчас тряхнет"

.

9. При посадке в Шереметьево пилоты допустили несбалансированный заход с нырком под глиссаду (возможно из-за перевеса 1600 кг). О сдвиге ветра было 5 предупреждений. На высоте 315 м командир принял решение продолжать заход на посадку. Красный код диспетчерам ШРМ о порывах бокового 7-10м/с пришел поздно, в 15.31. Уже все полыхало.

.

10. Рывки штурвалом от себя/на себя/от себя. Совершены в момент первого и второго касания. И такие рывки делают и другие пилоты Аэрофлота в режиме Direct Mode - см фото.

-7

11. Пилот Денис Евдокимов пришел в Аэрофлот 2016 году, летал в авиации ФСБ на "Ил", потом на "Боингах" в Трансаэро. За три месяца в АФЛ переучился на второго пилота (июль 2016). В ноябре 2016 полетел уже как КВС "суперджета". В форточку он не вылезал. Есть версия, что его вытащил второй пилот. Считался в авиакомпании опытным командиром - больше 2 тысяч часов в левом кресле.

12. К опорам шасси (предохранительные штифты основной опоры срезало после перегрузки 5,8 g) претензий по прочности нет. Сломались опоры уже после следующего удара с перегрузкой 5 g, а расчитаны были на однократное воздействие нерасчетной нагрузки.

.

13. Пробило все-таки правое крыло - отсюда утечка топлива.

-8
-9

14. Пилот был уверен, что садится штатно. Подготовку к уходу на второй круг экипаж перед посадкой вообще не проговаривал.

15. Команда от диспетчера Шереметьево ко всем аварийным службам поступила уже после третьего удара о полосу, через 6 секунд после начала пожара, но до остановки самолета.

...

-10

Хроника последних секунд:

15:30:18 зарегистрирована разовая команда «Пожар в заднем БГО». Путевая

скорость самолета в этот момент времени составляла ≈ 100 kt (185 км/ч).

Примечание: Фактически, исходя из типа применяемых датчиков, данная сигнализация свидетельствует о задымлении отсека, а не о пожаре.

В 15:30:24 бортовым магнитофоном зафиксирована команда диспетчера: «Аварийные службы на полосу».

В 15:30:30 и 15:30:34 зафиксированы доклады бортпроводников о пожаре.

В 15:30:34 зарегистрирована разовая команда «Пожар ВСУ». Путевая скорость самолета в этот момент времени составляла 25 kt (46 км/ч).

В 15:30:38 произошла остановка самолета. Непосредственно перед этим самолет совершил разворот влево, в направлении носом «на ветер».

В это же время зафиксировано два обращения летного экипажа к бортпроводникам:

«Attention crew! On station. Attention crew! On station».

В 15:30:44 КВС дал команду: «Emergency evacuation checklist» Выполнение разделов «чек-листа» бортовым магнитофоном не зафиксировано.

В 15:30:49 зафиксирована команда бортпроводников: «Расстегнуть ремни, оставить все, на выход…».

В 15:30:52 экипаж подал команду: «Эвакуация».

В 15:30:53.3 окончание записи бортового магнитофона.

В 15:30:58 зарегистрирована разовая команда «Пожарный баллон ВСУ пуст», но

разовая команда на разряд баллона не зафиксирована.

В 15:31:06 – конец записи параметрического регистратора.

Примерно в 15:31:34, согласно звуковому ряду видеозаписи, произошла остановка самолета.