Коротко об отчете МАК: экипаж несколько раз не ушел на 2й круг: при сдвиге ветра, нырке под глиссаду и первом отскоке. В результате дерганий штурвалом (сайдстик) произошло грубое приземление. Сдвиг ветра тоже виноват.
1. Новое и самое интересное: командир SSJ пытался уйти на 2й круг после второго удара (перегрузка 5,85g). Но двигатели до этого он уже успел перевести на реверс, и они не переложились обратно. Произошло третье разрушительное касание (5g)
.
2. После третьего удара двигатели потеряли управление, поэтому они не отключились даже после остановки самолета.
3. Система пожаротушения двигателей и ВСУ была включена, но насколько эффективно сработала - сложно сказать, т.к.пожарный баллон ВСУ по сигнализации стал пуст спустя 20 секунд после срабатывания датчика дыма. Найти баллон в обломках не удалось. Может, просто сгорело все.
4. Левая задняя дверь сгорела, положение рычага на ней "открыто", трап не выброшен. Бортпроводник Максим Моисеев мог (пытаться) открыть ее, не исключено. За ним в хвосте сгорели 40 пассажиров. На появившемся в сети видео тела лежат в проходе друг на друге.
5. Молния и электрика. Специалисты продолжают проверку Ульяновского КБ, которое делало авионику. По электронике пока нет претензий. Ситуация с переходом в режим Direct mode могла выглядеть так: перезагружались блоки после удара молнии, и в этот момент кто-то дернул штурвал, в результате сработал сброс автоматического управления.
Всего за период эксплуатации SSJ было 8 переходов в режим Direct Mode, из них три успешных посадки.
.
6. Молния была. До и после Суперджета 13 бортов запрашивали обход грозы
7. Молнии в Суперджет и раньше попадали. Нормально все.
8. Экипаж перед взлетом видел засветки на радаре, но не стал запрашивать обход. Речевой самописец записал слова командира: "Сейчас тряхнет"
.
9. При посадке в Шереметьево пилоты допустили несбалансированный заход с нырком под глиссаду (возможно из-за перевеса 1600 кг). О сдвиге ветра было 5 предупреждений. На высоте 315 м командир принял решение продолжать заход на посадку. Красный код диспетчерам ШРМ о порывах бокового 7-10м/с пришел поздно, в 15.31. Уже все полыхало.
.
10. Рывки штурвалом от себя/на себя/от себя. Совершены в момент первого и второго касания. И такие рывки делают и другие пилоты Аэрофлота в режиме Direct Mode - см фото.
11. Пилот Денис Евдокимов пришел в Аэрофлот 2016 году, летал в авиации ФСБ на "Ил", потом на "Боингах" в Трансаэро. За три месяца в АФЛ переучился на второго пилота (июль 2016). В ноябре 2016 полетел уже как КВС "суперджета". В форточку он не вылезал. Есть версия, что его вытащил второй пилот. Считался в авиакомпании опытным командиром - больше 2 тысяч часов в левом кресле.
12. К опорам шасси (предохранительные штифты основной опоры срезало после перегрузки 5,8 g) претензий по прочности нет. Сломались опоры уже после следующего удара с перегрузкой 5 g, а расчитаны были на однократное воздействие нерасчетной нагрузки.
.
13. Пробило все-таки правое крыло - отсюда утечка топлива.
14. Пилот был уверен, что садится штатно. Подготовку к уходу на второй круг экипаж перед посадкой вообще не проговаривал.
15. Команда от диспетчера Шереметьево ко всем аварийным службам поступила уже после третьего удара о полосу, через 6 секунд после начала пожара, но до остановки самолета.
...
Хроника последних секунд:
15:30:18 зарегистрирована разовая команда «Пожар в заднем БГО». Путевая
скорость самолета в этот момент времени составляла ≈ 100 kt (185 км/ч).
Примечание: Фактически, исходя из типа применяемых датчиков, данная сигнализация свидетельствует о задымлении отсека, а не о пожаре.
В 15:30:24 бортовым магнитофоном зафиксирована команда диспетчера: «Аварийные службы на полосу».
В 15:30:30 и 15:30:34 зафиксированы доклады бортпроводников о пожаре.
В 15:30:34 зарегистрирована разовая команда «Пожар ВСУ». Путевая скорость самолета в этот момент времени составляла 25 kt (46 км/ч).
В 15:30:38 произошла остановка самолета. Непосредственно перед этим самолет совершил разворот влево, в направлении носом «на ветер».
В это же время зафиксировано два обращения летного экипажа к бортпроводникам:
«Attention crew! On station. Attention crew! On station».
В 15:30:44 КВС дал команду: «Emergency evacuation checklist» Выполнение разделов «чек-листа» бортовым магнитофоном не зафиксировано.
В 15:30:49 зафиксирована команда бортпроводников: «Расстегнуть ремни, оставить все, на выход…».
В 15:30:52 экипаж подал команду: «Эвакуация».
В 15:30:53.3 окончание записи бортового магнитофона.
В 15:30:58 зарегистрирована разовая команда «Пожарный баллон ВСУ пуст», но
разовая команда на разряд баллона не зафиксирована.
В 15:31:06 – конец записи параметрического регистратора.
Примерно в 15:31:34, согласно звуковому ряду видеозаписи, произошла остановка самолета.