С детства в ребенка формируется два чувства: удовольствие от похвалы родителей и страдание от их критики.
Для ребенка все просто: те, кто его хвалят к нему хорошо относятся, а те кто критикуют — плохо. Но такой черно-белый подход, который часто переносится во взрослые отношения, не отвечает действительности — и у критики, и у похвалы есть свои недостатки и свои достоинства.
Рассмотрим сначала похвалу.
Каждый знает, что приятно, когда тебя хвалят. Если качества или действия человека получают высокую оценку, повышается настроение, «вырастают крылья», укрепляется уверенность в себе и возникает желание продолжать получать похвалу. Это имеет понятное биохимическое объяснение: учёные установили, что в организме человека, которого хвалят, вырабатывается «гормон счастья» эндорфин. Однако у похвалы есть и темные стороны: ее можно очень условно уподобить действию химических стимуляторов.
«Привыкание» — постоянно требуется все более высокая доза похвалы.
«Синдром отмены» — преувеличенно негативно воспринимается отсутствие похвалы или если вместо ожидаемой похвалы человека критикуют.
«Передозировка» — наверное, каждый представляет, что значит «перехвалить». Так при избыточной похвале возникает снижение мотивации: пассивность, отсутствие желания что-либо делать. Зачем к чему-то стремится, если и так хвалят?
Таким образом, постоянная или чрезмерная похвала ведет к зависимости от нее и от человека, который хвалит, а также снижению восприимчивости к похвале и общей мотивации.
Теперь разберемся, как устроена критика.
Обычно критика вызывает негативные переживания у того, кого критикуют. Биохимические исследования установили, что при критике в организме человека растет уровень «гормона стресса» кортизола. Неудивительно, что никто не хочет стать обьектом критики, а раскритиковать качества или поступки человека — надежный способ испортить отношения с ним. Почему, тем не менее, люди так часто прибегают к критике? Главная причина в том, что критика как указание на недостатки имеет истинной целью улучшить поведение или качества критикуемого, защитить и подготовить его к сложностям и проблемам. Это можно уподобить «излечению через боль». Но несмотря на добрые намерения, критика не только психологически угнетает, но и физиологически затрудняет прогресс человека, у него зачастую просто нет ни желания, ни сил работать над улучшением своих качеств и поведения.
Попеременно хвалить и критиковать — это выход?
Если использовать только похвалу или только критику неэффективно, то очевидным решением представляется чередовать похвалу и критику. Если поступил хорошо — хвалим, если плохо — критикуем. Но и тут кроется хитрость. Для прочных отношений между людьми важна последовательность поведения. Если сегодня человек осыпает другого похвалами, а завтра подвергает критике, бессознательно к нему формируется недоверие, которое разрушает отношения и обесценивает его слова.
Таким образом, простое чередование похвалы и критики не помогает выстроить прочные отношения и помочь человеку стать лучше.
Выход, который предлагают психологи: конструктивная обратная связь.
Конструктивная обратная связь устроена так: в одном и том же сообщении человека хвалят за хорошее и указывают на недостатки, которые желательно изменить. Ключевые моменты:
— хвалить и критиковать надо именно в такой последовательности: сначала хвалить, а затем указывать на недостатки;
— как похвала, так и критика должны относиться к поступкам, действиям или результатам человека, а не к его личности;
— похвала и критика должны быть изложены во время одного общения, а не разнесены по времени.
Такой подход помогает человеку, получившему обратную связь, достичь лучших результатов, повышает мотивацию к самосовершенствованию и укрепляет отношения между двумя людьми. Это работает в общении между родителем и ребенком, учителем и учеником, руководителем и подчиненным, сотрудниками, друзьями и супругами.
Иветта Литвинова, психолог, коуч