Найти тему
Психологион

Возможно ли помочь другим?

— Денис, если кто-то из окружения или член семьи страдает, как возможно ему помочь?

— Я помню, как мне хотелось «осчастливить» всех! Особенно тех, кто оказались рядом и жалуются на то, как тяжела и несправедлива жизнь, и как ничего с этим нельзя поделать.

Это было много лет назад. Тогда я был уверен, что можно сделать несколько простых шагов, которые приведут к первым изменениям и прояснениям в жизни. Я великодушно подсказывал “жалобщикам” эти самые шаги, которые лично проверил на себе.

То, как люди реагировали на мои “бесценные мудрости”, заставило меня задуматься о том, что же я делаю.

Во-первых, люди не всегда используют полученные рекомендации и советы. Казалось бы, я ему все четко и ясно объяснил, а он опять фигней страдает, ничего не применяет.

Во-вторых, иногда на помощь и поддержку враждебно реагируют. Я ожидал, что человек будет благодарным, а он говорит “не лезь ко мне!”, будто я, как варвар какой-то, покушаюсь на его ценность.

Я наблюдал за происходящим и постепенно разглядел, что за этим стоит.

Давайте представим картину мира как дерево. У человека есть свои ветки. Разные знания, навыки и прочее — это листики и разные игрушки на ветках. Если ветка еще не отросла, то игрушки, даже самые яркие, добрые и красивые, вешать некуда. Точнее, вешать можно, стараясь зацепить их “за воздух”, на пустом месте. Мы ведь знаем, в таком случае они упадут и разобьются, и тебе скажут недовольно: «Что ты мусоришь здесь?». Пока ветка не отросла, листики тоже не появятся. Глядя на полуголую ветку, ты с нетерпением ждешь, что она сейчас зазеленится, а с ней этого не происходит, она еще слабая. На этой ветке еле-еле 1 или 2 листика с невероятным упорством проклевываются.

Если человек свою картину мира, т.е. свое дерево, еще не отрастил, то ветки, необходимые под нужные знания и навыки, еще не появились. Даже если нам очень хочется, даже если мы прикладываем усилия, красочно и внятно рассказываем другому о своем опыте и знаниях, он их не понимает, не воспринимает, пока не пришло для этого его собственное время. Нужного опыта нет — и зацепиться не за что.

В отношении с людьми, которым «хочется помочь» и которые не готовы пока воспринимать подсказки, мне пригодились 2 ценных навыка.

1. Первый навык был самым сложным для меня. Он заключается в том, чтобы спокойно смотреть, как человек идет в “пропасть”. У меня были ситуации, когда своим криком «Куда ты идешь?» и даже добрым призывом «Идем, идем ко мне! Не иди туда» я будто ускорял его поход в пропасть. Человеку казалось, что раз его тащат в другую сторону, то он, видимо, правильным путем идет. Тем самым, я ему не помогал. Такая помощь лишь убеждала человека в том, что он прав, и с ускоряла его прыжок в пропасть. Есть ли смысл так помогать?

Я понимаю, что могу помочь человеку только в случае, если есть запрос на помощь. Его собственный, изнутри идущий запрос. Запрос на помощь — это не жалоба, это не про стенания о том, как же все плохо и беспросветно. Запрос на помощь — это когда человек смотрит не жалобным, а ищущим взглядом, когда он полученные знания и фишки тут же применяет. Такого человека видно сразу.

Запрос на помощь — это когда человек делает шаг навстречу. Я делаю полшага, намекая о том, что могу помочь, и он идет мне навстречу, заинтересованно расспрашивает, проявляет инициативу. Такая помощь — работает. Потому что человек в ней — тоже активен, а не просто пассивно принимает “дары” с настроением “ну, что там у вас еще в загашнике”.

Если человек пожаловался, то никакого запроса в этом нет. Это может быть флирт, игра, простая привычка реагировать так на невзгоды — да что угодно. Есть люди, которым нравится жаловаться. Поэтому я всегда наблюдаю, хочет ли человек получить какую-то помощь. Простая проверка помогает понять, готов ли человек что-то сделать для решения своего запроса или нет.

Например, человек говорит: «У меня проблема.»

Уточняю у него: «Нужна ли помощь?»

Он отвечает: «Да.»

Теперь проверяю: «Окей. Я готов тебе помочь, если ты сделаешь первые простые вещи», — и даю ему задание. Я не лезу в детали, не рассказываю про решение всех проблем и вопросов в мире, а даю задание, чтобы проверить готов ли он действовать.

Если человек задание делает, то мы продолжаем. Шаг за шагом. Делаю шаг и смотрю, делает ли он шаг навстречу. Как только он перестанет делать шаги, дальше можно не бежать — прекратилась работа.

С помощью этой простой проверки четко отделяются те, кто развлекаются нытьем и стенаниями, от тех, кто правда хочет что-то делать.

2. Теперь второй ценный навык, который полезен при возникновении желания кому-то помочь. Например, мой родной и близкий глубоко «закопался», и я понимаю, что прямым текстом ему не зайдет мое поучение о том, как делать, а как не делать. Я понимаю, что надо ему в его картине мира сделать «щель», вставить туда «лом сомнения», аккуратно им “пошебуршить”. Через расспросы и непринужденный разговор я ищу, есть ли где-то эта «щель», ищу, где «краска потрескалась». Если удается сделать так, чтобы человек засомневался, то полдела сделано. Дальше можно наблюдать, как эта «щель» будет все больше расходиться. При необходимости, я могу вставлять туда нужные куски “штукатурки” и подсказывать, где и что взять для ремонта его мировосприятия.

Главное, чтобы человек хотел заделать эту свою «щель». Сам хотел.

А если человек не хочет разбираться в своей проблеме, то бессмысленно что-то делать для него. Пустое. Лучше заняться чем-то более интересным и полезным.