Не сторонились мирских развлечений люди духовенства. Обличая пороки дворян, священники не гнушались охоты с ловчими птицами или собаками, и ярого веселья. В VIII веке один из монастырских юрисконсультов записал о запрете содержать все это непотребство в стенах обителей. Если с животными разобраться получилось, то с потехами все оказалось не просто.
Традиция справлять «Праздник глупцов» сошла на нет лишь в XVI веке. Событие отмечали во многих монастырях по всей средневековой Европе.
«Праздник глупцов» начинали во время христианских святок с избрания главы торжества. Для него шили нелепый разноцветный наряд Папы римского или епископа (абатиссы для женских обителей) со всей атрибутикой. На посвящении он проходил сквозь унизительные конкурсы и шутки остальных ряженных. После глумления над символами святости, избранник сыпал глупыми законами, без права ослушания для всех до конца праздника, даже чеканил деньги из олова со своим лицом. Остальные монахи в масках животных и женских платьях, играли в азартные игры, злоупотребляли спиртным и мясом, играли на волынках, пели непристойные песни, жгли обувь в кадильницах для задымления помещений. В последний день торжества священники носились по окрестностям наперегонки в телегах с навозными кучами, бросаясь навозом в крестьян.
Начало положили римские сатурналии, когда в честь окончания трудов в земледелии вся социальная жизнь останавливалась ради пятидневного карнавального пиршества. Рабы имели право сесть с хозяевами за один стол, не будучи наказанными. Для плавного перехода от разгульного язычества к строгому христианству торжество с примирением господ и слуг оставили, просто дополнили церковными службами. К VII веку пьянство и разврат гуляний исчерпали терпение духовенства, и Толедский Собор официально запретил языческий праздник. Но привычка - вторая натура, поэтому на запрет плевали еще несколько столетий.
На первомай «Праздник ветвей» выгонял монахов в епископские леса на два дня с вином, песнями и плясками. Изрядно набравшись братья на обратном пути приставали к прохожим, насильно заставляя прыгать через метлы, петь песни и играть в кегли. Оканчивалось все действо коллективным песнопением монахов в церквях на обозрение паствы.
Строгие поборники веры рассылали письма с угрозами отлучения от церкви, отстраняли от должностей на некоторое время тех, кто допускал подобный разгул, но ничего не помогало. Были и государственные деятели и теологи, кто не видел странностей в подобном праздновании. Трактаты о том, что сея пляски также приятны Господу, как и праздники во славу Богоматери периодически публиковались, в качестве оправдания для публики.
В XVI веке парламент города Дижона (Франция) издал указ об уголовном преследовании за ношение масок, переодевание в дамское, и неприличное поведение. К подобному шагу пришли постепенно и в других местах. Тем не менее, ретивые падре еще долго упражнялись с веселым нравом… только теперь в проповедях. В исторических изысканиях М. А. Канель упоминает Мишеля Мено, Жана Раулена и Оливье Майяра, как самых знаменитых проповедников-шутов. Ребята в ходе трактовки священного писания верующим, травили анекдоты, непристойные шутки и скабрезные замечания. Народ любил их проповеди, и посещал больше с целью посмеяться, чем приобщиться к вере.
В барельефах церквей и соборов, можно найти изображение шута или его атрибутику - колпак, ослиные уши, или жезл.
Такие вот интересные люди поддерживали инквизицию, жгли ведьм, осуждали придворную роскошь и добрачные связи с одной стороны, а с другой стороны вели жизнь тайного клуба.
Если дочитали до конца, поставьте пожалуйста палец вверх, если интересно дальше - не забудьте подписаться на канал, поделиться в соцсетях.