Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Как выглядит поздней осенью отрешённая от мира заповедная ж.д. магистраль Бологое-Полоцк

Оглавление

"Ни в какое время года не почувствуешь особенную отрешённую печаль этой дороги так, как поздней осенью, в пору долгих дождей и быстрого облетания листвы."
А.Б. Вульфов, цитата из художественно-документального к/ф "Бологое-Полоцкая", 1997г.

Пригородный поезд №6691 сообщением Бологое-Осташков прозванный в этих краях "горбатым" следует на 72 км дистанции пути, бывшая нечётная горловина станции Горовастица. Фото: Сергей Смирнов
Пригородный поезд №6691 сообщением Бологое-Осташков прозванный в этих краях "горбатым" следует на 72 км дистанции пути, бывшая нечётная горловина станции Горовастица. Фото: Сергей Смирнов

Как же был прав Алексей Борисович! Он очень точно, всего в одной строчке, описал обыденное повседневное настроение, исключительно присущее этой глухой магистрали на всем протяжении участка от Бологое до Великих Лук. Осень хорошо подчеркивает характер и настроение этой дороги.

Карта-схема Бологое-Полоцкой линии с примыкающей в Соблаго веткой на Торжок, ОКТ ж.д. (участок Бологое-Великие Луки)
Карта-схема Бологое-Полоцкой линии с примыкающей в Соблаго веткой на Торжок, ОКТ ж.д. (участок Бологое-Великие Луки)

310 км линии Николаевской железной дороги пролегли в этом Богом забытом краю. Это сугубо казённая, второстепенная дорога всю свою жизнь, помимо различных грузов, перевозила солдат да немногочисленных местных жителей.

Старое локомотивное депо Осташков ТЧ-34 (закрыто в октябре 1998г.)

Некогда это депо было сердцем Бологое-Полоцкой линии на участке Бологое-Великие Луки. Именно отсюда паровозы от легендарных "овечек" (паровозов серии Ов) до послевоенных мощных "Лебедянок", обеспечивали тягой это плечо.

Заброшенный корпус деповских мастерских и торчащие вдалеке "песочницы" на ПТОЛ. Фото: Алексей Алексеев
Заброшенный корпус деповских мастерских и торчащие вдалеке "песочницы" на ПТОЛ. Фото: Алексей Алексеев

После окончания паровозной эры лишь в 1976 году на смену паровозам, работавшим здесь когда-то на линии, стали приходить новые локомотивы - тепловозы. Бологое-Полоцкая оказалась последней протяженной магистральной линией в Советском Союзе на паровой тяге.

Бывшие подъездные деповские пути, ведущие в чётную горловину станции со склада топлива и виднеющийся вдалеке гараж службы ШЧ. Фото: Денис Доронин
Бывшие подъездные деповские пути, ведущие в чётную горловину станции со склада топлива и виднеющийся вдалеке гараж службы ШЧ. Фото: Денис Доронин

Дорога в основном работала интенсивно в грузовом движении и пик трудовой активности, её "звёздный час" пришёлся на 70-80-е годы ХХ столетия.

Аллея у заброшенного вагонного депо на станции Осташков. Фото: Денис Доронин
Аллея у заброшенного вагонного депо на станции Осташков. Фото: Денис Доронин

"Двойные машки" (двухсекционные тепловозы серии 2М62) тащили, надрывая свои двухтактные дизеля мощностью в 2000 л.с., по Бологое-Полоцкой тяжелые транзитные нефтеналивные составы до Великих Лук, которые шли в Прибалтику на Латвию в нефтеналивной порт Вентспилс, а обратно в большом количестве возвращался порожняк. Один такой тепловоз по тяговым характеристикам равнялся двум товарным паровозам серии Л "Лебедянкам".

Когда-то из этих деповских ворот выезжали локомотивы... Фото: Алексей Алексеев
Когда-то из этих деповских ворот выезжали локомотивы... Фото: Алексей Алексеев

После закрытия в октябре 1998 года локомотивного депо, а затем позже в 2000 году и грузового транзитного движения, Бологое-Полоцкая магистраль стала постепенно угасать...

Станция Осташков 113 км 5 пк

Осташков - он стал истинной, хотя и некоронованной столицей Бологое-Полоцкой. Железная дорога и Осташков просто немыслимы друг без друга. Железная дорога приносит в обиход Осташкова особенное настроение. Гудки локомотивов как бы созвучие в музыке города, поныне ровной и неспешной, подстать местной жизни.
А.Б. Вульфов, цитата их художественно-документального к/ф "Бологое-Полоцкая", производство киностудии М-Фильм, 1997г.

Станция Осташков находится на 113 км дистанции пути, а если быть точнее, то 113 километр 5 пикет - это ось станции, проходящая через помещение дежурного по станции.

Пассажирское здание вокзала 50-х годов ХХ века и сохранившийся в первоначальном облике туалет времен проложения линии. Фото: Алексей Алексеев
Пассажирское здание вокзала 50-х годов ХХ века и сохранившийся в первоначальном облике туалет времен проложения линии. Фото: Алексей Алексеев

На станции сохранилось очень много старинной железнодорожной служебной архитектуры: пассажирское здание вокзала (хотя и перестроенное после войны), "нужник", керосиновый погреб, водонапорная башня, будка "Кипяток" и здание узла связи.

Старинный керосиновый погреб. Фото: Алексей Алексеев
Старинный керосиновый погреб. Фото: Алексей Алексеев
Здание узла связи и водонапорная башня, скрытая слева за деревьями, на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Здание узла связи и водонапорная башня, скрытая слева за деревьями, на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Осенняя панорама станции Осташков. Фото: Денис Доронин
Осенняя панорама станции Осташков. Фото: Денис Доронин

Ночью на станции Осташков, когда уже не ходят никакие поезда (после 2000г. дорогу перевели на дневной режим работы), очень красиво горят в ночной тьме желтые глаза флюгарок ручных стрелочных переводов.

Нечётная бологовская горловина станции Осташков

Давайте отправимся по ней в путь, проедемся в кабине вместе с машинистом тепловоза от Осташкова до Бологое. Локомотив устремлён в приволье перегона, где ветер дикий ему навстречу и свежий запах листвы, где ждёт его знакомый край.
А.Б. Вульфов, цитата их художественно-документального к/ф "Бологое-Полоцкая", производство киностудии М-Фильм, 1997г.

Тепловоз ТЭП70 с вагоном-путеизмерителем убегает в направлении на Бологое со станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз ТЭП70 с вагоном-путеизмерителем убегает в направлении на Бологое со станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Участок Осташков-Бологое один из самых интересных на линии, поскольку меньше всего пострадал в суровые годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Путевое развитие станции Осташков, нечетная горловина. Фото: Алексей Алексеев
Путевое развитие станции Осташков, нечетная горловина. Фото: Алексей Алексеев
Стрелочный пост №1 и ручные стрелочные переводы с флюгарками в нечётной горловине станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Стрелочный пост №1 и ручные стрелочные переводы с флюгарками в нечётной горловине станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Нечетный входной сигнал "Н" станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Нечетный входной сигнал "Н" станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Озеро Селигер 110 км

На 110 км дистанции пути Бологое-Полоцкая линия пересекает знаменитое озеро Селигер.

Насыпь вдоль селижаровского плёса озера Селигер. Фото: Алексей Алексеев
Насыпь вдоль селижаровского плёса озера Селигер. Фото: Алексей Алексеев

108 км

Пригородный поезд №6691 с двумя классными вагонами на приближении к станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Пригородный поезд №6691 с двумя классными вагонами на приближении к станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Остановочный пункт 106 км вблизи от дачного посёлка Дубок

Летом в дачный сезон здесь очень много выходит из поезда на платформу пассажиров. В остальное же время года и поздней осенью - никого...

Типовая для Бологое-Полоцкой линии путейская казарма постройки 1902-1906гг. Фото: Алексей Алексеев
Типовая для Бологое-Полоцкой линии путейская казарма постройки 1902-1906гг. Фото: Алексей Алексеев
"Горбатый" отправляется с ОП 106 км. Ради этого фото мне пришлось здесь здорово промокнуть, под внезапно накрывшим пространство проливным дождём. Фото: Алексей Алексеев
"Горбатый" отправляется с ОП 106 км. Ради этого фото мне пришлось здесь здорово промокнуть, под внезапно накрывшим пространство проливным дождём. Фото: Алексей Алексеев

Река Сорога 103 км

Желтеющий лес и убегающая к устью река Сорога, впадающая там уже совсем недалеко в озеро Селигер. Фото: Алексей Алексеев
Желтеющий лес и убегающая к устью река Сорога, впадающая там уже совсем недалеко в озеро Селигер. Фото: Алексей Алексеев
"Дряхлеет у линии старая полуказарма, с той самой поры, когда при Николае II здесь проложили железную дорогу". Фото: Алексей Алексеев
"Дряхлеет у линии старая полуказарма, с той самой поры, когда при Николае II здесь проложили железную дорогу". Фото: Алексей Алексеев

Бывший разъезд 99/100 км

Запасных разъездов, предусмотренных на случай войны, на Бологое-Полоцкой линии было достаточно много, через каждые 8 км были раздельные пункты (станция или разъезд). При вводе их в эксплуатацию пропускная способность этой линии повышалась втрое.

Вид с ж.д. переезда на 100 км на Бологое в сторону бывшего разъезда. Фото: Алексей Алексеев
Вид с ж.д. переезда на 100 км на Бологое в сторону бывшего разъезда. Фото: Алексей Алексеев

В лихие 90-е за "ненадобностью" были повсеместно разобраны на металлом.

Бобровая запруда. Лесные строители уже вовсю готовятся к зиме. Фото: Алексей Алексеев
Бобровая запруда. Лесные строители уже вовсю готовятся к зиме. Фото: Алексей Алексеев

97 км

Очень красиво и интересно здесь сочетаются монументальные старинные каменные мосты с лесной глухоманью и болотами. Фото: Алексей Алексеев
Очень красиво и интересно здесь сочетаются монументальные старинные каменные мосты с лесной глухоманью и болотами. Фото: Алексей Алексеев

95 км переезд на деревню Белкино

95 км у ж.д. переезда, на приближении к бывшей станции Чёрный Дор. Фото: Денис Доронин
95 км у ж.д. переезда, на приближении к бывшей станции Чёрный Дор. Фото: Денис Доронин

Чёрный Дор 91/92 км (бывшая станция)

"Выходила из глубин лесных станция и открывалось пространство нескольких путей".
А.Б. Вульфов "По Бологое-Полоцкой"
На станции Чёрный Дор было порядка семи путей: главный, ещё три приёмо-отправочных и несколько прочих путей. Фото: Алексей Алексеев
На станции Чёрный Дор было порядка семи путей: главный, ещё три приёмо-отправочных и несколько прочих путей. Фото: Алексей Алексеев

Алексей Вульфов нисколько не преувеличивает, описывая эту дорогу. Так и есть здесь на самом деле, говорю это как машинист. Станции и разъезды, если не брать в расчет города и посёлки такие как Осташков, Фирово, Торопец, Андреаполь, возникают буквально из лесных глубин.

-26

Ещё вдалеке на перегоне, посреди густого леса, на приближении к станции замаячит верхушка высокой водонапорной башни, а спустя какое-то мгновение, прямо в поле открывается целая станция.

Бывшая станция Чёрный Дор, нечётная бологовская горловина. Фото: Алексей Алексеев
Бывшая станция Чёрный Дор, нечётная бологовская горловина. Фото: Алексей Алексеев
Первый главный путь и заброшенные боковые пути. Бывшая станция Чёрный Дор. Фото: Алексей Алексеев
Первый главный путь и заброшенные боковые пути. Бывшая станция Чёрный Дор. Фото: Алексей Алексеев
Водонапорная башня, торжественна и красочна - один из символов линии, центр её обихода. Фото: Алексей Алексеев
Водонапорная башня, торжественна и красочна - один из символов линии, центр её обихода. Фото: Алексей Алексеев
Заколоченное наглухо и заброшенное пассажирское здание вокзала в поле посреди леса на станции Чёрный Дор. Фото: Алексей Алексеев
Заколоченное наглухо и заброшенное пассажирское здание вокзала в поле посреди леса на станции Чёрный Дор. Фото: Алексей Алексеев
Типовая казарма приспособленная как жилой дом. Здесь ещё до сих пор живут люди. Фото: Алексей Алексеев
Типовая казарма приспособленная как жилой дом. Здесь ещё до сих пор живут люди. Фото: Алексей Алексеев
Панорама за станцией Чёрный Дор. Пригородный поезд №6692 Осташков-Бологое. Фото: Алексей Алексеев
Панорама за станцией Чёрный Дор. Пригородный поезд №6692 Осташков-Бологое. Фото: Алексей Алексеев

Остановочный пункт 82 км

Вид из окна тепловоза ТЭП70 с пригородным поездом N6691 на ОП 82 км у деревни Семёновщина, Осташковский р-н, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев
Вид из окна тепловоза ТЭП70 с пригородным поездом N6691 на ОП 82 км у деревни Семёновщина, Осташковский р-н, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев

Низкие пассажирские платформы на Бологое-Полоцкой выполнены по старинной технологии. Битый кирпич, глина и песок, залитые известковым раствором, утрамбовывались до плотности хорошей садовой дорожки.

Пассажирская платформа остановочного пункта 82 км. Фото: Алексей Алексеев
Пассажирская платформа остановочного пункта 82 км. Фото: Алексей Алексеев

Болото Лебяжье и перегон между Чёрным Дором и Горовастицей 73-81 км

Это одни из самых глухих и труднодоступных мест на линии, добраться сюда очень сложно.Поезд только раз в сутки проходит из Бологое на Осташков и затем обратно.

S-образная кривая на 81 км. Фото: Алексей Алексеев
S-образная кривая на 81 км. Фото: Алексей Алексеев
Белоствольные берёзки, за которыми прячется огромное болото Лебяжье, длинною 15 км. Фото: Алексей Алексеев
Белоствольные берёзки, за которыми прячется огромное болото Лебяжье, длинною 15 км. Фото: Алексей Алексеев
Осенью в сезон здесь самый сбор ягод - клюквы. Она считается лучшим природным антибиотиком. Морс из клюквы хорошо помогает справится с жаром и температурой во время простудных заболеваний. Фото: Алексей Алексеев
Осенью в сезон здесь самый сбор ягод - клюквы. Она считается лучшим природным антибиотиком. Морс из клюквы хорошо помогает справится с жаром и температурой во время простудных заболеваний. Фото: Алексей Алексеев
Атмосфера отрешённой линии Бологое-Полоцк, 79 км дистанции пути. Фото: Алексей Алексеев
Атмосфера отрешённой линии Бологое-Полоцк, 79 км дистанции пути. Фото: Алексей Алексеев
79 км дистанции пути, вид в обратную сторону на Осташков. Фото: Алексей Алексеев
79 км дистанции пути, вид в обратную сторону на Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Разбор службой ПЧ бобровой запруды в районе 78 км. Фото: Алексей Алексеев
Разбор службой ПЧ бобровой запруды в районе 78 км. Фото: Алексей Алексеев
Мост через речку Паника на 76 км, впадающую в озеро Каменное. Фото: Алексей Алексеев
Мост через речку Паника на 76 км, впадающую в озеро Каменное. Фото: Алексей Алексеев
Мост через речку Паника на 76 км, впадающую в озеро Каменное. Вид в обратную сторону на Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Мост через речку Паника на 76 км, впадающую в озеро Каменное. Вид в обратную сторону на Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Заболоченная местность вблизи бывшей станции Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Заболоченная местность вблизи бывшей станции Горовастица. Фото: Алексей Алексеев

Горовастица 72/73 км (бывшая станция)

Ещё одна закрытая станция - Горовастица.

На приближении к бывшей станции Горовастица, 74 км дистанции пути. Фото: Алексей Алексеев
На приближении к бывшей станции Горовастица, 74 км дистанции пути. Фото: Алексей Алексеев

В отличии от разобранных полностью разъездов, путевое развитие на бывших станциях Чёрный Дор, Горовастица, Шлина сохраняется до сих пор. Станции хоть и заброшеные, но на балансе значатся как "законсервированные". Если наступит "особый случай" можно будет врезать стрелки в горловинах и быстро организовать движение на боковые пути, восстановив тем самым раздельные пункты.

Водонапорная башня с ажурным шатром и остатки нормального товарного вагона (НТВ), служившего здесь когда-то помещением для дизель-генератора на случай резервного снабжения станции электроэнергией. Фото: Алексей Алексеев
Водонапорная башня с ажурным шатром и остатки нормального товарного вагона (НТВ), служившего здесь когда-то помещением для дизель-генератора на случай резервного снабжения станции электроэнергией. Фото: Алексей Алексеев
-46

Здание вокзала на бывшей станции Горовастица. Снесено осенью 2016 года. Фото: Алексей Алексеев
Здание вокзала на бывшей станции Горовастица. Снесено осенью 2016 года. Фото: Алексей Алексеев
-48
S-образная кривая убегающая от станции Горовастица в направлении на Бологое, 72 км дистанции пути. Фото: Алексей Алексеев
S-образная кривая убегающая от станции Горовастица в направлении на Бологое, 72 км дистанции пути. Фото: Алексей Алексеев
То же самое место, вид в сторону бывшей станции Горовастица, 72 км дистанции пути. Фото: Алексей Алексеев
То же самое место, вид в сторону бывшей станции Горовастица, 72 км дистанции пути. Фото: Алексей Алексеев

Сторожевой дом на 71 км 3 пк

Типовой сторожевой дом (дом путевого обходчика) Бологое-Полоцкой линии. Фото: Сергей Смирнов
Типовой сторожевой дом (дом путевого обходчика) Бологое-Полоцкой линии. Фото: Сергей Смирнов

На 71 км 3 пикете перегона Осташков-Фирово находится аутентичный маленький сторожевой дом в 6,16 кв. саж., сохранившийся практически в первозданном облике. Таких больше нет на всём протяжении от Бологое до Великих Лук. Очень жаль, но здание заброшено и постепенно разрушается. А вандалы стащили железо с кровли. Ему теперь наверное и недолго жить осталось... А так красиво оно здесь смотрится, как маячок жизни посреди лесной глухомани, островок человеческой цивилизации в мире дикой природы.

"Дождь и снова дождь..." Фото: Алексей Алексеев
"Дождь и снова дождь..." Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК