"Ни в какое время года не почувствуешь особенную отрешённую печаль этой дороги так, как поздней осенью, в пору долгих дождей и быстрого облетания листвы."
А.Б. Вульфов, цитата из художественно-документального к/ф "Бологое-Полоцкая", 1997г.
Как же был прав Алексей Борисович! Он очень точно, всего в одной строчке, описал обыденное повседневное настроение, исключительно присущее этой глухой магистрали на всем протяжении участка от Бологое до Великих Лук. Осень хорошо подчеркивает характер и настроение этой дороги.
310 км линии Николаевской железной дороги пролегли в этом Богом забытом краю. Это сугубо казённая, второстепенная дорога всю свою жизнь, помимо различных грузов, перевозила солдат да немногочисленных местных жителей.
Старое локомотивное депо Осташков ТЧ-34 (закрыто в октябре 1998г.)
Некогда это депо было сердцем Бологое-Полоцкой линии на участке Бологое-Великие Луки. Именно отсюда паровозы от легендарных "овечек" (паровозов серии Ов) до послевоенных мощных "Лебедянок", обеспечивали тягой это плечо.
После окончания паровозной эры лишь в 1976 году на смену паровозам, работавшим здесь когда-то на линии, стали приходить новые локомотивы - тепловозы. Бологое-Полоцкая оказалась последней протяженной магистральной линией в Советском Союзе на паровой тяге.
Дорога в основном работала интенсивно в грузовом движении и пик трудовой активности, её "звёздный час" пришёлся на 70-80-е годы ХХ столетия.
"Двойные машки" (двухсекционные тепловозы серии 2М62) тащили, надрывая свои двухтактные дизеля мощностью в 2000 л.с., по Бологое-Полоцкой тяжелые транзитные нефтеналивные составы до Великих Лук, которые шли в Прибалтику на Латвию в нефтеналивной порт Вентспилс, а обратно в большом количестве возвращался порожняк. Один такой тепловоз по тяговым характеристикам равнялся двум товарным паровозам серии Л "Лебедянкам".
После закрытия в октябре 1998 года локомотивного депо, а затем позже в 2000 году и грузового транзитного движения, Бологое-Полоцкая магистраль стала постепенно угасать...
Станция Осташков 113 км 5 пк
Осташков - он стал истинной, хотя и некоронованной столицей Бологое-Полоцкой. Железная дорога и Осташков просто немыслимы друг без друга. Железная дорога приносит в обиход Осташкова особенное настроение. Гудки локомотивов как бы созвучие в музыке города, поныне ровной и неспешной, подстать местной жизни.
А.Б. Вульфов, цитата их художественно-документального к/ф "Бологое-Полоцкая", производство киностудии М-Фильм, 1997г.
Станция Осташков находится на 113 км дистанции пути, а если быть точнее, то 113 километр 5 пикет - это ось станции, проходящая через помещение дежурного по станции.
На станции сохранилось очень много старинной железнодорожной служебной архитектуры: пассажирское здание вокзала (хотя и перестроенное после войны), "нужник", керосиновый погреб, водонапорная башня, будка "Кипяток" и здание узла связи.
Ночью на станции Осташков, когда уже не ходят никакие поезда (после 2000г. дорогу перевели на дневной режим работы), очень красиво горят в ночной тьме желтые глаза флюгарок ручных стрелочных переводов.
Нечётная бологовская горловина станции Осташков
Давайте отправимся по ней в путь, проедемся в кабине вместе с машинистом тепловоза от Осташкова до Бологое. Локомотив устремлён в приволье перегона, где ветер дикий ему навстречу и свежий запах листвы, где ждёт его знакомый край.
А.Б. Вульфов, цитата их художественно-документального к/ф "Бологое-Полоцкая", производство киностудии М-Фильм, 1997г.
Участок Осташков-Бологое один из самых интересных на линии, поскольку меньше всего пострадал в суровые годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Озеро Селигер 110 км
На 110 км дистанции пути Бологое-Полоцкая линия пересекает знаменитое озеро Селигер.
108 км
Остановочный пункт 106 км вблизи от дачного посёлка Дубок
Летом в дачный сезон здесь очень много выходит из поезда на платформу пассажиров. В остальное же время года и поздней осенью - никого...
Река Сорога 103 км
Бывший разъезд 99/100 км
Запасных разъездов, предусмотренных на случай войны, на Бологое-Полоцкой линии было достаточно много, через каждые 8 км были раздельные пункты (станция или разъезд). При вводе их в эксплуатацию пропускная способность этой линии повышалась втрое.
В лихие 90-е за "ненадобностью" были повсеместно разобраны на металлом.
97 км
95 км переезд на деревню Белкино
Чёрный Дор 91/92 км (бывшая станция)
"Выходила из глубин лесных станция и открывалось пространство нескольких путей".
А.Б. Вульфов "По Бологое-Полоцкой"
Алексей Вульфов нисколько не преувеличивает, описывая эту дорогу. Так и есть здесь на самом деле, говорю это как машинист. Станции и разъезды, если не брать в расчет города и посёлки такие как Осташков, Фирово, Торопец, Андреаполь, возникают буквально из лесных глубин.
Ещё вдалеке на перегоне, посреди густого леса, на приближении к станции замаячит верхушка высокой водонапорной башни, а спустя какое-то мгновение, прямо в поле открывается целая станция.
Остановочный пункт 82 км
Низкие пассажирские платформы на Бологое-Полоцкой выполнены по старинной технологии. Битый кирпич, глина и песок, залитые известковым раствором, утрамбовывались до плотности хорошей садовой дорожки.
Болото Лебяжье и перегон между Чёрным Дором и Горовастицей 73-81 км
Это одни из самых глухих и труднодоступных мест на линии, добраться сюда очень сложно.Поезд только раз в сутки проходит из Бологое на Осташков и затем обратно.
Горовастица 72/73 км (бывшая станция)
Ещё одна закрытая станция - Горовастица.
В отличии от разобранных полностью разъездов, путевое развитие на бывших станциях Чёрный Дор, Горовастица, Шлина сохраняется до сих пор. Станции хоть и заброшеные, но на балансе значатся как "законсервированные". Если наступит "особый случай" можно будет врезать стрелки в горловинах и быстро организовать движение на боковые пути, восстановив тем самым раздельные пункты.
Сторожевой дом на 71 км 3 пк
На 71 км 3 пикете перегона Осташков-Фирово находится аутентичный маленький сторожевой дом в 6,16 кв. саж., сохранившийся практически в первозданном облике. Таких больше нет на всём протяжении от Бологое до Великих Лук. Очень жаль, но здание заброшено и постепенно разрушается. А вандалы стащили железо с кровли. Ему теперь наверное и недолго жить осталось... А так красиво оно здесь смотрится, как маячок жизни посреди лесной глухомани, островок человеческой цивилизации в мире дикой природы.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК