Способность человека легко впадать в транс, податливость гипнозу, впечатлительность и прочее – всегда казались мне не самыми лестными характеристиками. Такие персонажи – идеальные жертвы для всяких мошенников. «Только представь, через год ты купишь дом на берегу океана!» – и вот некий К. (имена изменены) уже отдает конверт со своими сбережениями или шлет перевод «нигерийскому королю-изгнаннику». Или другая сторона – «голова в облаках» – замечтался и проехал, пропустил, не заметил – сбил человека, запорол деталь, заблудился. «Проспал» свою жизнь (if I dreaming all my life) – в одном ботинке.
Тем удивительней было столкнуться с положительной (в энной степени) оценкой этих черт у Джека Финнея в романе «Меж двух времен»:
«Это чрезвычайно важно: прежде всего, мы должны убедиться в том, что вы поддаетесь гипнозу. Вы, несомненно, знаете, что поддаются не все, но единственный способ определить, к какой группе относитесь вы, — испытать вас».
Вроде как: «Вас нельзя загипнотизировать? Вы не спите на ходу и наяву? Не боитесь темноты? Простите, но секретный агент из вас не выйдет. Спасибо, что зашли, и удачи».
Как обобщил в предисловии Евгений Брандис: «подходят для таких экспериментов особо одаренные индивиды, обладающие исключительной впечатлительностью и силой самовнушения».
К слову, много лет назад моя собственная (внезапно открывшаяся) предрасположенность к трансам и гипнозам стала для меня неприятным сюрпризом. Дело было на тренинге в «Європе», точнее – в том супермаркете, который станет прообразом книжной «Європы». В мой одноименный роман эта история не попала – и не потому что смутила или что-то еще – просто текст вильнул в другую сторону. Да и вообще, всего не уместишь – не разгонять же роман до толстовских объемов (чай не графских мы кровей).
Тренинг был внутренним, для своих, и проводился в переговорке на втором этаже: несколько команд, всякие задания на сплоченность, коллективную работу – ну и далее, в том же духе. Одним из пунктов был этакий «розничный крокодил»: кто-то изображал покупателя, а команды отгадывали, к какому из типов тот относится.
К вопросу тренер подошла со всей серьезностью. Тип не просто загадывался (шепнули на ухо – показывай), а проводилась работа-подготовка. В частности, когда я должен был изобразить «бету», мне было предложено сесть и подумать о чем-то приятном-позитивном (по порядку: комфортное место, ситуация, окружение). Секунд через тридцать я в буквальном смысле перенесся на стадион мединститута – туда, где мы часто пили-тусили подростками – до мелочей, даже метафизических – запаха беззаботности. Покупатель был изображен, как скажут коллеги, на пять с плюсом. А затем… Тренеру пришлось потратить немало времени, чтобы вернуть меня. Конечно, я видел переговорку, слышал всё и всех, как говорится, чувствовал пол под ногами (и стул под задницей), но будто бы откуда-то со стороны, как-то не взаправду.
Спасибо, Финней: теперь я этим, как в анекдоте, горжусь.
Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки и скачивайте мои книги на ЛитРес и Ridero.