Найти в Дзене

Ретрофутуризм в Таганроге

20 Июля 1969 года первый в истории человек ступил на поверхность Луны. Это был американский космонавт Нил Армстронг.

Спустя пол года, 17 Ноября 1970-го, советская межпланетная станция Луна-17 доставила Луноход-1 на поверхность спутника. Первый в истории планетоход-разведчик пошел по неземному грунту.

Это было время, когда люди болели космосом: помимо космической гонки с США, космос хорошо ложился на идеи коммунизма. Казалось, нет преград человеку в этом мире. Вот-вот и на Марсе будут цвести яблони. Советский народ гордился успехами родной страны.

Таганрожцы не остаются в стороне. На небольшой площади (примерно такой же, как Банковская) открывают памятник и облагораживают бульвар.

Место выбирают недалек от Центрального рынка, на безымянной небольшой площади. Кстати площадь эта планировалась еще с 1827 года, на схеме её отмечали как площадь под Протестантскую церковь:

План торгового города Таганрога 1808 года. Цифрой 8 отмечена планируемая протестантская церковь.
План торгового города Таганрога 1808 года. Цифрой 8 отмечена планируемая протестантская церковь.

Площадь так и не застраивают в должной мере, церковь не появляется. И вот, в 1970-ом году начинаются работы над площадью. Выполняются они при инициативе и поддержке Комбайнового Завода:

Перекресток Комсомольского переулка и улицы Карла Либкнехта, где расположен памятник — он отмечен кружком по центру.
Перекресток Комсомольского переулка и улицы Карла Либкнехта, где расположен памятник — он отмечен кружком по центру.

Памятник выполняют из бетона в футуристическом стиле. Он состоит из восьми ребер сложной конфигурации. Сверху установливают сложное навершие, завершающееся флюгером:

Памятник и сквер в честь покорения луны. Флюгер сверху новодельный.
Памятник и сквер в честь покорения луны. Флюгер сверху новодельный.

Каждое ребро завершается табличкой с каким-либо событием, связанным с подвижным транспортом:

1. 1769 год — Паровая Телега.

Имеется в ввиду прототип автомобиля и паровоза, который был построен во Франции в 1769 году военным инженером Никола Жозефом Кюньо.

Первая грань памятника. Паровая Телега. 1769.
Первая грань памятника. Паровая Телега. 1769.
Копия паровой телеги Кюньо.
Копия паровой телеги Кюньо.

2. 1905 год — Бьюик

Компания Бьюик была основана раньше. в 1899 году. Тут же имеется в виду первый построенный верхнеклапанный двигатель:

Вторая  грань памятника. Бьюик. 1905. Верхнеклапанный двигатель видно левее ног шофера.
Вторая грань памятника. Бьюик. 1905. Верхнеклапанный двигатель видно левее ног шофера.
Патент братьев Бьюик 1904 года был реализован в 1905 году.
Патент братьев Бьюик 1904 года был реализован в 1905 году.

3. 1913 год — Ланчестер.

Компания Ланчестер основана была в 1895 году. Однако, в 1913 году один из братьев, Фредерик, отходит от дел. Оставшийся брат, Джордж, выносит двигатель вперед. Так появляется «Спортинг Сорок» — первый автомобиль с "нормальным" капотом.

Третья грань памятника. Ланчестер Спортинг Сорок. 1913.
Третья грань памятника. Ланчестер Спортинг Сорок. 1913.

4. 1927 — Линкольн

Компания Линкольн была основана в Августе 1917 года.

А в 1927 на всех четырех колесах «Линкольн модели Л» появились механические (барабанные) тормоза.

Четвертая грань памятника. Линкольн модели «Л». 1927.
Четвертая грань памятника. Линкольн модели «Л». 1927.

5. 1935 — Пежо

В 1935 году был выпущен Пежо 402. Предлагались варианты с коробкой-автоматом, дизельным двигателем, а так же разной базой:

Пятая грань памятника.  Пежо 402. 1035 год.
Пятая грань памятника. Пежо 402. 1035 год.

6. 1948 год — Победа

Первый на памятнике советский автомобиль. Несущий кузов, отказ от приступков-порожков и внешних крыльев, отопление салона и другие плюшки. И все это через четыре года после разрушительной войны.

Шестрая грань памятника.  ГАЗ М-20 «Победа».
Шестрая грань памятника. ГАЗ М-20 «Победа».

7. 1969 год — Волга

Самый новый на момент открытия памятника советский автомобиль. Прогресс на фоне Победы виден невооруженным взглядом. До жигулей еще пару лет (да и сам газ-24 еще не шибко выпускается).

Седьмая грань памятника. ГАЗ-24 «Волга».
Седьмая грань памятника. ГАЗ-24 «Волга».

8. 1970 год — Луноход

Собственно герой всего памятника. Луноход-1.

Восьмая и последняя грань памятника. Луноход-1. 1970.  Видно нарисованные камеры, направленную антенну и манипулятор.
Восьмая и последняя грань памятника. Луноход-1. 1970. Видно нарисованные камеры, направленную антенну и манипулятор.

Памятник показывает преемственность научных достижений человечества: вот только вчера у нас была паровая телега, а сегодня мы по луне поехали.

Однако космос отпускает человечество: в 1972 году завершается последняя миссия Апполон. С тех пор ни один человек не ступал на поверхность Луны.

Завершается и советская программа. Луноход-3 так и не отправляется в экспедицию. Следующий луноход (Китайский Юйту) двинулся по поверхности спутника спустя целых сорок лет, в 2013 году.

Футуризм на наших глазах превратился в ретрофутуризм.

Очевидный в те годы посыл «вчера волга, сегодня луноход, завтра яблони на Марсе» сейчас совсем не актуален. Да и ретрофутуризм не в моде: жители города видят в памятнике лишь глупые шутки.

Флюгер мне кажется не очень уместным, я даже подозревал в нем новодел.

Флюгер на вершине памятника. Наши дни.
Флюгер на вершине памятника. Наши дни.

Флюгер на вершине скульптуры. Наши дни.
Флюгер на вершине скульптуры. Наши дни.

Но, как оказалось, что флюгер установлен тут довольно долгое время — он попал на съемку 1979 года:

Кадр из видеоотрывка про автошколу, 1979 год.
Кадр из видеоотрывка про автошколу, 1979 год.

Лично мне кажется, что флюгер как будто-бы добавлен позднее. Но теперь это лишь мнение, скорее всего неверное. Так или иначе, в 1979 году скульптура уже была такой, какая она есть сейчас (разве что чуть более ухоженная).

Наверное, это не очень красивый памятник.

Но это самый настоящий ретрофутуризм. То, как наши предки видели будущее. Не только и не сколько скульптура, сколько направление мышления. Сила этого памятника не в красоте, а в полете мысли. Много вы вообще памятников в честь советской лунной программы видели?

Это может быть необычное место, украшение города на мини-площади, отражение духа и мысли человека из семидесятых.

Только вот дела до этого нет. Все заросло, тропинка подзабыта, на пространстве напротив памятника построили киоск:

Киоск «Лазурный» в рамках «Лунной» мини-площади
Киоск «Лазурный» в рамках «Лунной» мини-площади

Еще одна мини-площадь (на этот раз безымянная) оказалась неудел.