Я часто и много обсуждаю с людьми вопросы образования. Его качества, эффективных стратегий, моделей, сложившихся в разных странах. В этих разговорах мне чаще всего встречаются поиски «волшебной таблетки», приняв которую, научаешься всему в нужном объеме и правильном ракурсе; вера в то, что необходимо просто попасть в нужное место, а оно потом само как-нибудь сложится; и убежденность в том, что кто-то другой должен организовать процесс обучения максимально комфортным для студента способом. Попробую здесь сформулировать то, что я думаю по всем этим трем пунктам.
Ошибка первая: Я ищу одно такое место, где меня всему научат
В одном предложении — четыре ловушки. Во-первых, сбивает с толку слово «место». Мы часто убеждены, что есть какой-то «остров идеального знания, великолепного образования», и для того, чтобы преуспеть, нужно физически туда отправиться. Многие так и делают. На первых порах смена окружающей среды несомненно вдохновляет и стимулирует узнавать новое, получать новый опыт. Но в скором времени без внутреннего генератора любопытства это вдохновение исчезает. И мозг предлагает испытанный вариант: «Наверное, мы с местом ошиблись, надо еще куда-нибудь поехать». В особо тяжелых случаях мы получаем человека, постоянно учащегося на разных курсах в разных вузах в разных городах и странах и вечно недовольного содержанием обучения. Ибо не место красит человека)
Во-вторых, ошибкой является пассивный залог. Сравниваем «меня научат» и «я научусь». Огромная разница в смыслах. Мне часто встречаются студенты и участники семинаров, которые приходят, садятся поудобнее и просят «рассказать что-нибудь интересное». В тысячах книг и пособий написано, что обучение — это активный процесс, двигателем которого является тот, кто учится. Но большая часть этого написана на английском, а в наших широтах литература и курсы типа «Учись учиться» не очень развиты, не очень популярны.
Пассивность — бич нашей системы образования. Просидев за партой 11 лет, отслушав 4-5 лет лекций, следуя заготовленному кем-то другим сценарию, трудно стать активным и начать думать самостоятельно. Умения выбирать, сравнивать и принимать решения не приходят сами. Этому нужно учиться. Особенно хорошо это понимают те, кто сталкивается с западной системой курсов по выбору. Родители обычно в шоке — как это «выбирать самостоятельно, набирая нужное число кредитов», а вдруг ребенок выберет что-нибудь не то? Даже если ребенку порой уже 22. Но в том и смысл, что студент сам несет ответственность за свой выбор, за то, по какой тропинке пошел.
В-третьих, ловушкой является слово «всему». Очень неконкретное слово, часто выбивающее меня из колеи. «Расскажите все, что нам нужно, чтобы сделать прибыльный сайт». Причем, желательно коротенько, минут на 20. Или «у нас тут все плохо, надо все поменять, давайте, рассказывайте». По опыту, обычно никаких реальных изменений при такой установке не происходит. Для меня это слово является индикатором интеллектуальной лени. Лени собирать по кусочкам и связывать знания в своей голове.
В-четвертых, вера в то, что такое «место» есть, само по себе — ловушка.