Предполагая, что сегодняшнее засилье англицизмов в названиях различных профессий (промоутер, менеджер, супервайзер, мерчендайзер, трейдер, ресечер и пр.) - это характерные явления современности, мы немножко ошибемся.
В советские времена тоже существовали профессии, названию которых не было аналогов в русском языке и специалистам приходилось пользоваться терминами из английского профессионального лексикона. Так, например, на советских чайных фабриках отдельную профессиональную нишу занимали титестеры - "испытатели чая". Но не надо думать, что "испытатели" весь день только пили чай и давали отмашку - какой сорт хороший, а какой - не очень :)
В первую очередь, титестер совмещал в себе обязанности высококлассного дегустатора, способного только по аромату свежезаваренного напитка определить из какого региона на фабрику прибыло сырье, и технолога, умеющего из разных сортов чая составить эталонную композицию, которая в дальнейшем поступит в продажу.
К слову сказать, это не такая уж простая задача - чай даже одного сорта, но собранный с разных кустов, обязательно отличается по вкусу, аромату и настою, правда, уловить такие тонкости способен, пожалуй, лишь один "испытатель". Но в любом случае, чтобы получить, например, стандартный сорт "Экстра", дегустатор-технолог должен в строго выдержанных пропорциях смешать чай из разных партий.
Пропорции тоже устанавливает титестер: когда на фабрике подготовят одну партию чая, специалист заваривает его, дегустирует образец, нумерует партию, а затем составляет рецепт, как купажировать или смешивать разные партии. Все замечания по качеству чая, которыми сопровождает свою работу дегустатор, предприятием принимаются безоговорочно.
Так, например, директор Дагомысской чайной фабрики (та, где делали краснодарский чай) признавал, что хоть титестеры формально и являются его подчиненными, но даже для него, руководителя предприятия, слова дегустатора являются законом. Правда, как сокрушался директор, более высокие ведомства, от которых зависит качество чая, к словам титесторов прислушиваться не желают, хотя уже во второй половине 70-х назревала серьезная проблема с качеством отечественного чая.
И самым нелепым в истории с ухудшающимся качеством чая было даже не то, что советские специалисты не умели правильно выращивать чайный лист, завяливать его, скручивать и ферментировать, а в том, что выращиванием чая занимались предприятия сельского хозяйства, а на первичной обработке сырья специализировались две фабрики, принадлежавшие Министерству пищевой промышленности.
Вечная разобщенность между ведомствами приводила к проволочкам, потере сырья, утрате его качества еще на самых начальных этапах превращения листа в полуфабрикат для любимого народом напитка. Здравый смысл подсказывал, что и выращивание чайного листа, и его обработка логично было бы сосредоточить под крышей одного ведомства, и многие ответственные работники Минпищпрома и Минсельпрома СССР соглашались с этим, но дальше этого дело не шло.
Продукция чайных фабрик, над которой так сосредоточено трудились титестеры, представляла собой полуфабрикат для чаеразвесочных фабрик: там уже свои титестеры пробовали образцы продукции и порой составляли собственные сложные рецепты купажей от разных партий и разных фабрик. Но с учетом того, что качество сырья становилось все хуже и хуже, нередко в состав купажей приходилось добавлять порции импортного чая, чтобы конечный потребитель получил тот вкус чая, к которому он успел привыкнуть.
И в очередной раз после всего этого возникает недоумение: в СССР были огромные площади со всеми условиями для обустройства полноценных чайных плантаций; во всю мощь работали хорошо оборудованные фабрики; в штате предприятий имелись даже такие специалисты, как титестеры, но почему тогда народ так любил индийский чай и предпочитал ему все отечественные сорта, которые нередко по вкусу и аромату напоминали запаренный веник?
Похоже, на очередные "почему" ответа уже никогда не найти...
****************************************************
О том, как в СССР делали собственный ром и виски