«Начиная с 1990-х годов, проводятся массовые опросы многотысячных выборок в разных странах с периодическими повторами, чтобы выявить, какова динамика изменения счастья в разных странах и от чего она зависит. На поверхности лежит вопрос: в деньгах ли счастье?» (Цит. Канал «Постнаука»).
Вдумайтесь, уже почти 20 лет вученые проводят массовые опросы, чтобы определить зависимость счастья от денег и «динамику» этой зависимости. Пустопорожними исследованиями морочат голову обывателю, чтобы внушить ему, что счастье хорошо, а деньги лучше… «Капитализм, знаете ли, обязывает».
Не зависит счастье людей от денег настолько, чтобы об этом говорить и проводить периодические исследования. И это способен понять каждый здравомыслящий человек.
На Канале «Воз сена» уже неоднократно публиковалась социально-педагогическая аксиома: «Счастье доступно только людям воспитанным».
В развитии этой аксиомы важно сказать, что воспитанность является единственно верным признаком, по которому следует дифференцировать людей (об этом еще Толстой писал в повести «Юность»). По этому признаку людей можно поделить на «недовоспитанных», воспитанных и плохо (или дурно) воспитанных, что обусловлено доминирующими у них потребностями и мотивами.
Так, у «недовоспитанных» людей доминируют либо биологические, либо психические потребности. Соответственно, они живут либо телом (как первобытные люди), либо душой (как средневековые).
У воспитанных людей (их, к сожалению, много меньше) доминируют социальные потребности, поэтому они живут (как цивилизованные) преимущественно другими людьми (прежде всего любимым человеком).
К плохо (дурно) воспитанным следует отнести людей с искаженной мотивацией, совершающих различного рода правонарушения и асоциальные поступки.
А теперь зададимся вопросами: Как проходит жизнь указанных категорий людей? И что у них со счастьем?
Примитивно проходит жизнь человека, живущего преимущественно телом, то есть человека «животного» («биологического»). Он счастлив, когда его тело сыто, согрето и не болеет. Но такое состояние правильнее назвать «довольством», а не счастьем. Понятно, что всей полноты жизни такой человек почувствовать не способен.
«Психический» человек, живущий преимущественно душой, «нервно» реагирует на все, что происходит вокруг него. Он склонен жить чужой жизнью. Наиболее типичные для него переживания – зависть (завидует более благополучным людям) и злорадство (радуется, что кому-то хуже, чем ему). Полноценное счастье такому человеку недоступно.
И «биологический» человек, и «психический», как морально неустойчивые личности, легко поддаются вредным влияниям. Поэтому у них могут формироваться ложные мотивы, побуждающие к асоциальным поступкам и преступлениям. При достижении нечестных (или преступных) целей асоциальные (деградирующие) личности могут переживать «свое счастье». Но таковым его, конечно, считать нельзя, так как оно построено на несчастье других людей.
Подлинное счастье способен переживать только воспитанный, соответственно, «социальный» (социально зрелый) человек, жизнь которого подчинена приоритетной цели – доставить радость прежде всего любимому человеку. Для этого у него есть главное – развитая способность любить.
Для других (для «биологического» и «психического» человека, тем более для деградирующей личности) эта на первый взгляд простая цель оказывается недостижимой, так как у них не развита способность к любви.
Итак, чтобы стать счастливым, человек нуждается не столько в экономической помощи, которая считается приоритетной в современном обществе, и даже не в юридической, медицинской или психологической помощи, давно функционирующих в обществе и «берущих» за свои услуги немалые деньги, сколько в педагогической помощи, которая должна осуществляться по Закону как минимум в общеобразовательной школе (а значит, ничего для человека не стоить), но которая, как показывает практика, должным образом не осуществляется…
Именно пониманием приоритетности педагогики и ее недостаточности в современном обществе и руководствовался автор при написании данной статьи – О СЧАСТЬЕ.
Большинство людей в силу неполноценного воспитания проживают жизнь либо примитивно («животно»), либо «нервно» (в зависти и злорадстве), либо аморально (в преступлениях). И только людям воспитанным доступно счастье.
P.S.
Счастье – это мгновения искусной нежности, переходящие в минуты нежной грусти, а затем – часы и дни грустного томления по новым мгновения нежности.